Кадровая политика есть система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления, формы и методы работы с персоналом. Ее целью является сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного коллектива, благоприятных экономических, социальных и психологических условий его деятельности.
Рассмотрим основные виды кадровой политики:
1. По направленности (вовне или вовнутрь организации).
2. По объектам (организационная деятельность, численность и структура персонала, менеджеры, занятость, обучение, стимулирование, решение социальных проблем, нормы и нормативы по труду и пр.).
3. По характеру реализации.
Пассивная. Руководство не владеет кадровой ситуацией. Отсутствует прогноз потребностей в персонале, методы его оценки, конкретные программы действий. Деятельность кадровой службы сводится к текущей работе по устранению негативов.
Реактивная. Службы персонала располагают средствами контроля и анализа кадровой ситуации, что позволяет находить пути решения проблем персонала.
|
|
Превентивная. Есть прогнозирование кадровой ситуации. Службы управления персоналом располагают необходимыми для этого инструментами. Но нет перспективных целевых программ ее развития.
Активная (рациональная). Руководство имеет средства диагностики персонала и прогнозирования его состояния и потребностей в нем на среднесрочный и долгосрочный период, обладает средствами влияния на человеческие ресурсы, формирует необходимые программы.
Авантюристичная. Службы управления персоналом не располагают средствами диагностики и прогнозирования, поэтому нет качественного прогноза кадровой ситуации и тенденций ее развития, но есть стремление на нее влиять. Действия предпринимаются при отсутствии анализа ситуации и планов.
4. По степени открытости:
- открытая кадровая политика предполагает прием на работу
всех, кто обладает необходимой квалификацией (чаще применяется в новых агрессивных организациях);
- закрытая кадровая политика требует осуществлять прием новичков только на низовые должности и замещение высших должностей своими людьми.
Основными функциями кадровой политики являются:
- формирование общих принципов работы с персоналом;
- определение требований к нему и расходам на него;
- выработка позиций по отдельным направлениям кадровой работы (привлечение, перемещения, оценка, увольнение, разрешение трудовых конфликтов, стимулирование, налаживание социального партнерства, адаптация, обучение и развитие и пр.);
- информационная поддержка управления человеческими ресурсами;
|
|
- аудит и контроль персонала.
В русле кадровой политики решаются следующие конкретные задачи:
- выработка общей концепции управления персоналом и формирование его системы, разработка соответствующих процедур и механизмов;
- формулирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;
- определение основных требований к каждой категории персонала;
- своевременное обеспечение организации работниками заданного качества и в необходимом количестве, соответствующими ее стратегическим задачам; реализация мер по ликвидации нехватки, избытка или иного несоответствия персонала потребностям фирмы в настоящий момент или в перспективе;
- выбор путей сохранения или высвобождения кадров, помощи
в трудоустройстве;
- организация рационального использования трудового потенциала;
- содействие наиболее полной реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей работников;
- поддержание ключевых ценностей и имиджа фирмы;
- осуществление обучения, переобучения, повышения квалификации или массовой переподготовки персонала в связи с переходом к новым технологиям;
- развитие социального партнерства;
- создание благоприятных условий труда и пр.
Кадровая политика организации формируется под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние (таблица 1).
Таблица 1
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Национальное трудовое законодательство | Структура и цели организации, применяемые технологии |
Взаимоотношения с профсоюзами | Территориальное размещение фирмы |
Экономическая конъюнктура | Отношения и морально-психологический климат в коллективе |
Перспективы развития рынка труда | Господствующая культура |
Стратегическое управление персоналом это: - «управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал - как основу организации, ориентирует производственную деятельность на нужды потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации для достижения конкурентных преимуществ, чтобы выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».
Исходя из выбранной стратегии, на предприятии реализуются соответствующие кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации на разных этапах ее развития, и является типом стратегии самой организации. К таким мерам относятся:
Стратегия предпринимательства:
открытая кадровая политика - отбор персонала под конкретный проект, поиск перспективных людей и создание банка данных кандидатов, привлечение молодых перспективных профессионалов, активная пропаганда организации;
закрытая кадровая политика - привлечение к организации на работу родственников (знакомых, друзей), поиск перспективных студентов (стажировки и выплата стипендии кандидатам), формирование резерва персонала из собственных работников.
Стратегия динамического роста:
открытая кадровая политика - разработка нового штатного расписания, должностных инструкций, внутренних документов и правил, подбор персонала под конкретные виды работ, адаптация персонала, разработка новых принципов оценки кандидатов и работ, повышение квалификации специалистов и менеджеров, реформирование структурных подразделений, планирование потребности в персонале по необходимыми (дефицитными) профессиям; активная политика привлечения профессионалов;
закрытая кадровая политика - подбор сотрудников с высоким уровнем потенциала и способности к обучению, проведение внутреннего обучения персонала, разработка программы стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет; планирование карьеры, разработка способов найма на работу.
|
|
Стратегия доходности:
открытая кадровая политика - реализация программы оценки и стимулирования труда персонала, подбор эффективных менеджеров, анализ и совершенствование организации новых рабочих мест, разработка новых форм организации труда под новые технологии;
закрытая кадровая политика - создание кружков «качества», использование ресурсов внутреннего совместительства; реализация программы обучения управленческого персонала, разработка социальных программ, разработка схем оптимизации работы и сокращения трудовых затрат.
Стратегия ликвидации:
открытая кадровая политика - оценка персонала с целью сокращения, перепрофориентування, переобучения и трудоустройства кандидатов на увольнение, использование техники частичной занятости, создание документов по кадровым вопросам ликвидации организации, установление контактов с фирмами по трудоустройству;
закрытая кадровая политика - поиск рабочих мест для перемещаемого персонала, первоочередное освобождение новых сотрудников; реализация программы переподготовки.