Для традиционного общества - богоуподобление, богоприближение.
Для современного общества - нет смысла существования.
Гельвеций: «Избегать страдания и искать удовольствие» - показатель современного смысла жизни.
Коммунисты: всемирное удовлетворение потребностей.
Традиционное общество - общество, смысло- и структурообразующее начало которого является манифестацией и развитием принципов конкретного религиозного культа, это закладывает определенный тип жизнеустройства и мировидения.
Вера - конечное, абсолютное знание о мироздании и человеке в нем. Задачей общества является лишь максимально точное, насколько это возможно, выстраивание жизни общества и человека в соответствии с этим знанием. Все сферы жизни выстроены по их значимости, важности относительно максимальной проявленности в них духовной и культурной стороны бытия. Особенностью данного вида общества является ценностный приоритет проблем идеального над моральным.
Либеральное (современное) общество - атеистическое, лишенное абсолютного представления и в следствие этого основывающееся на принципе относительно любых ценностей. Человек в обществе ничего не знает наверняка, во всем сомневается. Единственная возможность существовать в таких условиях - может быть обеспечена высокой интенсивностью добычи простых сведений об окружающем мире и не несущий глубокого фундаментального знания, но достаточно конкретных и чувственно осязаемых. Вместо знания как стержня общества, замещает непрерывный поток информации. Общество строится на непрерывном информационном обмене → ставит задачу овладения информацией, с тенденцией к ее обладанию (присвоением). Личность заставляет: высокий социальный статус - богатства, собственность нужна, чтобы быть сильным и могущественным.
|
|
Тип общества Характеристики | Традиционное | Либеральное (современное) |
Общество | Статичность (неподвижность) Положительная категория. | Динамизм (подвижность). |
Основной принцип структурирования | Богоустановленная действительность → иерархия (священоначалие). Деление на уровни, ступени по отношению к его основанию - Бог. Дионисий Ареопогит (V в.) «О небесных иерархиях». Кастовость, сословность. Этика сословности - соблюдение закрепленных функций (в православии - послушание). Невмешательство в сферу компетентности других сословий. Сокращение общего плана жизнеустройства. Нет классовой конкуренции, бесконкурентно. Сословная замкнутость необходима: 1. Стимулирует развитие человека в качественном, вертикальном направлении. 2. Межсословная миграция существовала всегда, но она всегда требовала качества притязания. Сословия - фильтр. 3. Сословия защищают общество от корыстных движений в социальной сфере. | Классовый уровень. Деление общества на группы по участию в материальном производстве и распределении. Противопоставление, борьба. Общество устроено на конкуренции. Классовая структура - мягкая. |
Устройство государства | Агеократия - власть святого. Власть принадлежит Богу. Эталонная форма - монархия. Византийская модель - Понтакратор - Бог, император - на земле. Власть от Бога. Отсутствует сфера профессиональной политики. | Демократия - физическое объединение людей. Большинство может подчинить меньшинство. Эталон - парламентская республика. Политика - профессиональная, посредник в сфере власти. |
Экономика | Аграрные общества, контакт с природой, нет развитой техники. Годовой природный цикл. Относительная экологическая безопасность. Распределение: на основе дистрибуции - не рыночное распределение не рыночного типа, с точки зрения социальной целесообразности. | Индустриальное общество. Главный сектор экономики - промышленное общество технократического характера. Экологический геноцид. Распределение на рыночных основаниях → экономическая целесообразность. |
Частная собственность | Собственность: сословный характер. Частная собственность (в XIX в.) - была обоснована. Человек имеет право на собственность, только при выполнении сословных обязанностей. | Наличие частной собственности. Юридическая автономность собственника. |
Благосостояние | Благосостояние - функция непосредственного труда. Негативное отношение к любой посреднической деятельности (к %). | Функция капитала (%). |
Право | Складывается из религиозных требований и обычаев (Шариат в исламе). Презумпция виновности. Человек должен всю жизнь доказывать обществу лояльность. | Современное право - уставная конвенция абстрактного характера. Нормы абстрактны. Формализация принципа справедливости → презумпция невиновности, уничтожает принцип справедливости. |
Образование | Сословный характер - человек получает те умения, которые необходимы для сословного служения. | Всеобщее образование - как социальная норма. Функция школы - воспитание человека в духе современного информационного общества (ценные знания, навыки добычи информации). |
Искусство и культура | Сакральный (священный) характер. Задача искусства - в максимальной проявленности высших принципов. В основе - Бог. Главное качество эстетики - аристократизм (воля к качеству, законченности, гармонии, истинности стремление выразить объективную красоту, порядок вещей). → Ценится форма, стиль, классичность. | Удовлетворение культурных потребностей человека. Гуманистично. (В центре - человек). Главное качество эстетики -- плебейство, массовость. Массовая культура. Соответствие интересам публики. |
Мышление | Метафизический радикализм. Человек знает, что кроме земного порядка есть еще и божественный (добро и зло). | Диалектическое. Нет человеческого добра и зла. В общество - законы жизни природы. |
Тип поведения. Этика | Этика носит теономный характер. Императивный тип поведения (то есть повелеваемое поведение): характерно представление о необходимом и должном к исполнению, приоритет обязанностей перед правами. Человек - это олицетворенный Бог (Дух). «Делай что должен, и будь что будет!» Долг - это не героизм, а священная обязанность. Мужество - признак императивности мышления. | Автономика. Этика, лишенная абсолюта. Ситуативный тип поведения. Права человека: приоритет прав над обязанностями. Коливуд - историк: «Для человека, собирающегося действовать ситуация оказывается господином, оракулом, Богом, по отношению к этой ситуации он отнюдь не свободен». |
Тип личности | Тип личности - аристократ. Культурность - тяжесть для человека в мире конкуренции; преобладание идеальных оснований к действительности. | Приспособленец, мимикрат. Естественность, природность. |
Индивидуальность | В основе - этика сотрудничества, общности. | Индивидуалист, но не индивидуальность. Основное качество - конкуренция. Т. Гоббс: «Война всех против всех» «Хотя благо этой жизни может быть увеличено благодаря взаимной помощи, они достигаются гораздо успешнее подавлением их, чем объединением с ними». «Равными являются те, кто в состоянии нанести одинаковый ущерб во взаимной борьбе». Бухдрукер С.М.: «Формула успеха – забудь о добре и лести». |
Мотив поведения | Приобщение к истине. Отсутствие профессиональной преступности. Люди, нарушившие законы, не могут жить в обществе. | Самовыражение. Криминализация. |
Рекомендуемая литература.
|
|
|
|
1. Питирим Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество». Кризис современного мира.
2. Митрополит Иоанн
3. Ильин И.