В чем смысл жизни?

Для традиционного общества - богоуподобление, богоприближение.

Для современного общества - нет смысла существования.

Гельвеций: «Избегать страдания и искать удовольствие» - показатель современного смысла жизни.

Коммунисты: всемирное удовлетворение потребностей.

Традиционное общество - общество, смысло- и структурообразующее начало которого является манифестацией и развитием принципов конкретного религиозного культа, это закладывает определенный тип жизнеустройства и мировидения.

Вера - конечное, абсолютное знание о мироздании и человеке в нем. Задачей общества является лишь максимально точное, насколько это возможно, выстраивание жизни общества и человека в соответствии с этим знанием. Все сферы жизни выстроены по их значимости, важности относительно максимальной проявленности в них духовной и культурной стороны бытия. Особенностью данного вида общества является ценностный приоритет проблем идеального над моральным.

Либеральное (современное) общество - атеистическое, лишенное абсолютного представления и в следствие этого основывающееся на принципе относительно любых ценностей. Человек в обществе ничего не знает наверняка, во всем сомневается. Единственная возможность существовать в таких условиях - может быть обеспечена высокой интенсивностью добычи простых сведений об окружающем мире и не несущий глубокого фундаментального знания, но достаточно конкретных и чувственно осязаемых. Вместо знания как стержня общества, замещает непрерывный поток информации. Общество строится на непрерывном информационном обмене → ставит задачу овладения информацией, с тенденцией к ее обладанию (присвоением). Личность заставляет: высокий социальный статус - богатства, собственность нужна, чтобы быть сильным и могущественным.

Тип общества Характеристики Традиционное Либеральное (современное)
Общество Статичность (неподвижность) Положительная категория. Динамизм (подвижность).
Основной принцип структурирования Богоустановленная действительность → иерархия (священоначалие). Деление на уровни, ступени по отношению к его основанию - Бог. Дионисий Ареопогит (V в.) «О небесных иерархиях». Кастовость, сословность. Этика сословности - соблюдение закрепленных функций (в православии - послушание). Невмешательство в сферу компетентности других сословий. Сокращение общего плана жизнеустройства. Нет классовой конкуренции, бесконкурентно. Сословная замкнутость необходима: 1. Стимулирует развитие человека в качественном, вертикальном направлении. 2. Межсословная миграция существовала всегда, но она всегда требовала качества притязания. Сословия - фильтр. 3. Сословия защищают общество от корыстных движений в социальной сфере. Классовый уровень. Деление общества на группы по участию в материальном производстве и распределении. Противопоставление, борьба. Общество устроено на конкуренции. Классовая структура - мягкая.
Устройство государства Агеократия - власть святого. Власть принадлежит Богу. Эталонная форма - монархия. Византийская модель - Понтакратор - Бог, император - на земле. Власть от Бога. Отсутствует сфера профессиональной политики. Демократия - физическое объединение людей. Большинство может подчинить меньшинство. Эталон - парламентская республика. Политика - профессиональная, посредник в сфере власти.
Экономика Аграрные общества, контакт с природой, нет развитой техники. Годовой природный цикл. Относительная экологическая безопасность. Распределение: на основе дистрибуции - не рыночное распределение не рыночного типа, с точки зрения социальной целесообразности. Индустриальное общество. Главный сектор экономики - промышленное общество технократического характера. Экологический геноцид. Распределение на рыночных основаниях → экономическая целесообразность.
Частная собственность Собственность: сословный характер. Частная собственность (в XIX в.) - была обоснована. Человек имеет право на собственность, только при выполнении сословных обязанностей. Наличие частной собственности. Юридическая автономность собственника.
Благосостояние Благосостояние - функция непосредственного труда. Негативное отношение к любой посреднической деятельности (к %). Функция капитала (%).
Право Складывается из религиозных требований и обычаев (Шариат в исламе). Презумпция виновности. Человек должен всю жизнь доказывать обществу лояльность. Современное право - уставная конвенция абстрактного характера. Нормы абстрактны. Формализация принципа справедливости → презумпция невиновности, уничтожает принцип справедливости.
Образование Сословный характер - человек получает те умения, которые необходимы для сословного служения. Всеобщее образование - как социальная норма. Функция школы - воспитание человека в духе современного информационного общества (ценные знания, навыки добычи информации).
Искусство и культура Сакральный (священный) характер. Задача искусства - в максимальной проявленности высших принципов. В основе - Бог. Главное качество эстетики - аристократизм (воля к качеству, законченности, гармонии, истинности стремление выразить объективную красоту, порядок вещей). → Ценится форма, стиль, классичность. Удовлетворение культурных потребностей человека. Гуманистично. (В центре - человек). Главное качество эстетики -- плебейство, массовость. Массовая культура. Соответствие интересам публики.
Мышление Метафизический радикализм. Человек знает, что кроме земного порядка есть еще и божественный (добро и зло). Диалектическое. Нет человеческого добра и зла. В общество - законы жизни природы.
Тип поведения. Этика Этика носит теономный характер. Императивный тип поведения (то есть повелеваемое поведение): характерно представление о необходимом и должном к исполнению, приоритет обязанностей перед правами. Человек - это олицетворенный Бог (Дух). «Делай что должен, и будь что будет!» Долг - это не героизм, а священная обязанность. Мужество - признак императивности мышления. Автономика. Этика, лишенная абсолюта. Ситуативный тип поведения. Права человека: приоритет прав над обязанностями. Коливуд - историк: «Для человека, собирающегося действовать ситуация оказывается господином, оракулом, Богом, по отношению к этой ситуации он отнюдь не свободен».
Тип личности Тип личности - аристократ. Культурность - тяжесть для человека в мире конкуренции; преобладание идеальных оснований к действительности. Приспособленец, мимикрат. Естественность, природность.
 
Индивидуальность В основе - этика сотрудничества, общности. Индивидуалист, но не индивидуальность. Основное качество - конкуренция. Т. Гоббс: «Война всех против всех» «Хотя благо этой жизни может быть увеличено благодаря взаимной помощи, они достигаются гораздо успешнее подавлением их, чем объединением с ними». «Равными являются те, кто в состоянии нанести одинаковый ущерб во взаимной борьбе». Бухдрукер С.М.: «Формула успеха – забудь о добре и лести».
Мотив поведения Приобщение к истине. Отсутствие профессиональной преступности. Люди, нарушившие законы, не могут жить в обществе. Самовыражение. Криминализация.

Рекомендуемая литература.

1. Питирим Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество». Кризис современного мира.

2. Митрополит Иоанн

3. Ильин И.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: