Основная часть работы

Основная часть работы магистерской диссертации включает описание теоретического и эмпирического исследования и состоит из двух глав, каждая из которых может иметь несколько параграфов. Главы и параграфы должны быть соразмерны по объему и иметь заголовки, отражающие их тему и содержание. Каждая глава в обязательном порядке завершается выводами, которые кратко отражают основные тезисы, зафиксированные в параграфах.

Обзор научных источников по проблеме предполагает их цитирование. Данному вопросу следует уделить особое внимание в связи с требованиями к самостоятельности научных работ и возможной проверке их на плагиат. В работе допускается как прямое, так и косвенное цитирование первоисточников. В обоих случаях цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями существующих стандартов (см. параграф ….).

При оформлении текста следует использовать хороший литературный язык, научный, лаконичный, объективно-беспристрастный стиль изложения. Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия). При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

ГЛАВА 1 –теоретическая – представляет собой аналитический обзор литературных источников по теме исследования(30-40 станиц) и должна называться в соответствии с ее содержанием. Если диссертация затрагивает несколько проблем, то глава может иметь несколько параграфов.

Аналитический обзор должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Как правило, в первом параграфе развернуто описывается состояние проблемной ситуации, сложившейся в данном научном направлении, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, всесторонняя характеристика объекта исследования с опорой на имеющиеся литературные данные.

Второй параграф (по необходимости и третий параграф) посвящается критическому анализу различных теоретических подходов, концепций, взглядов на предмет исследования, особое внимание уделяется малоисследованным аспектам проблемы, спорным моментам, противоречивости научных представлений, уточнению понятий, которые отражают суть проблемы. Такой анализ сужает диапазон поиска возможных решений и влечет за собой разработку и уточнение общей исходной исследовательской концепции, как определенного способа понимания и трактовки изучаемого явления, руководящей авторской идеи, на основе чего выстраивается программа собственного исследования и создаются условия для теоретического обоснования его гипотезы.

Собранные материалы могут анализироваться по хронологическому или логическому принципу.

Хронологический принцип построения литературного обзора предполагает компоновку и описание этапов изучения проблем исследования отечественными и зарубежными учеными.

Структура представления материала по логическому принципу может быть примерно следующей:

- феноменологическое описание, т.е. описание проявлений;

- место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния;

- структура изучаемого явления;

- сущность, природа явления. Имеющиеся определения явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании;

- закономерности, которым подчиняется явление;

- прикладное, практическое использование явления, свойства или функции.

Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого явления, его изученности и многих других факторов. Поэтому предложенную схему не всегда можно и нужно выдерживать.

Общий результат работы над литературным обзором – это уточнение проблемы и определение методологических и теоретических предпосылок авторского исследования и его концептуальной схемы.

ГЛАВА 2 –эмпирическая –включает описание организации и методов исследования, анализ результатов проведенного эмпирического исследования и практические рекомендации по результатам исследования (30-40 страниц).

В первом параграфе этой главе излагается программа и организация собственного исследования автора: чётко и кратко формулируются проблема исследования, гипотеза, научные задачи.

Подробно обосновывается и описывается экспериментальный план и его методические особенности:

– основные этапы исследования (цели и задачи каждого этапа);

– процедура исследования и его условия, характер эксперимента – индивидуальный или групповой;

– полный перечень использованных методик, их описание и краткая характеристика (если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, необходимо привести ссылки на источники информации), обоснование их выбора, целесообразности и эффективности использования в данном исследовании;

– выборка испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, социально-демографические характеристики, другие необходимые для исследования сведения об испытуемых. Одно из требований к выборке - репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы был эквивалентными. Практически всегда психологи стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из соображений статистических: коэффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при α = 0,05.

– методы статистической обработки и анализа данных, используемые компьютерные программы.

Второй параграфэто анализ и интерпретация экспериментальных данных (не менее 30 страниц).

В этом параграфе излагаются результаты исследований, проделанных автором работы. Материал может быть представлен в нескольких параграфах, каждый из которых раскрывает решение одной из задач, поставленных в исследовании, а в целом – должен подвести исследование к решению поставленной цели и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Эта часть работы иллюстрируется графиками, таблицами, диаграммами, рисунками, статистическими выкладками, фрагментами занятий, что помогает комплексно отразить исследуемую проблему (см. приложение ……). Каждая иллюстрация нумеруется и озаглавливается. Часть экспериментального материала выносится в приложение, чтобы не перегружать работу излишней детализацией.

Результаты исследования необходимо интерпретировать, исходя из своей научной позиции (обозначенной в теоретической главе), а также с опорой на знания, полученные в процессе изучения различных отраслей психологической науки.

В заключительном третьем параграфе этой главы могут быть предложены практические рекомендации, базирующиеся на результатах эксперимента, в виде развернутых психопрофилактических и развивающих программ, психолого-педагогических рекомендаций.

В целом в данной главе должна быть исчерпывающая информация обо всех выявленных в работе фактах и закономерностях, степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Целесообразно закончить данный раздел кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительного главного тезиса, выносимого на защиту. Это позволит освободить основные выводы по исследованию от второстепенных, но важных для исследования результатов.

ВЫВОДЫ

ВКР (магистерская диссертация) должна быть завершена основными выводами, к которым пришел исследователь (в соответствии с поставленной целью, задачами и выдвинутой гипотезой). Представленные выводы должны полностью соответствовать решению поставленных задач исследования, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Выводы должны отражать только основные достижения данной научной работы.

Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, то есть разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Выводы не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих их краткое резюме, а должны содержать в обобщенной форме то новое, существенное, что составляет итог проведенного диссертационного исследования;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: