Порядок переправы по льду пешком и на машинах

КУНГУРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО CПАСАНИЯ НА ВОДАХ»

П А М Я Т К А

Правила поведения на водоемах

В осенне-зимний период

Пермский Край

2014 год

Приближающаяся зима — время активного отдыха на водоемах. Это – лыжи и коньки, подледная рыбалка и катание на снегоходах, игра в снежки и катание на санках. Это время, когда люди, сокращая путь, перебираются с одного берега водоема на другой по льду. Но все это может привести к печальным последствиям, обернуться несчастьем. Чтобы его не произошло, необходимо выполнять правила поведения на водоемах в осенне-зимнее время и весной, то есть в тот период, когда они покрыты льдом. В этой памятке мы хотим рассказать об основных причинах несчастных случаев на водоемах, о том, как их можно избежать, и что необходимо делать, если они все-таки произошли.

Порядок переправы по льду пешком и на машинах

Осенний лед до наступления устойчивых морозов обычно непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. Еще быстрее ледяной покров разрушается весной — его подтачивает снизу усиливающееся течение. Переправляться по льду в это время нельзя. Если все же возникает такая необходимость, например, вы увидели детей, которые забрели на лед, то нужно оказать им немедленную помощь.

Безопасный переход по льду возможен при его толщине не менее 7 см, причем люди должны идти на расстоянии 5 — 6 м друг от друга. Такую же дистанцию надо соблюдать при встречном движении. Если же собралась группа из 4 — 5 человек, то передвигаться можно по льду, толщина которого не меньше 15 см.

Проверять толщину льда ударом ноги категорически запрещается. Ударами можно проверять прочность льда лишь с помощью пешни или палки. Двигаясь по льду, необходимо непрерывно ударять пешней несколько раз в одно и то же место, впереди и по обе стороны от себя. Если после двух-трех ударов вода не покажется, лед достаточно крепок. Но как только вы увидите, что появилась влага, немедленно поворачивайте назад, к берегу. Но не торопитесь, и старайтесь идти, не отрывая ступни ног ото льда.

Пешни для проверки прочности льда бывают нескольких видов (рис. 1). Они могут быть похожими на лопаточку, саблю, пику или долото, должны быть удобными, то есть в меру длинными (от 130 до 170 см), прочными и не слишком тяжелыми.

Рис. 1. Виды пешни

Измерить толщину льда пешней нельзя. Для этой цели применяется ледомер (рис. 2), который состоит из двух металлических планок, а иногда и стержней, соединенных шарнирно. Шарнир (2) позволяет откидной планке (3) отходить от длинной на 90°. На длинной планке расположена шкала с сантиметровыми делениями (1). На концах планок находятся отверстия (4), служащие дли закрепления цепочки.

Рис. 2. Ледомер Рис. 3. Измерение толщины льда

Перед тем как использовать ледомер, во льду выкалывается или высверливается лунка диаметром 6 — 10 см, вокруг которой в радиусе полметра очищается снег. Такая лунка окаймляется снеговым барьером высотой примерно 30 см и шириной 1 м (рис. 3).

Гораздо сложнее точно высчитать грузоподъемность льда. Необходимость в этом возникает, когда требуется определить, сколько и каких машин может переправляться по зимнему водоему. Поэтому вы должны знать, что при температуре воздуха от -1 до -20°С:

лед толщиной 10 см способен выдержать нагрузку до 100 кг при расстоянии до кромки льда 5 м;

лед толщиной 20 см способен выдержать нагрузку до 800 кг при расстоянии до кромки льда 11 м;

лед толщиной 25 см способен выдержать нагрузку до 3,5 т при расстоянии до кромки льда 19 м;

лед толщиной 35 см способен выдержать нагрузку до 6,5 т при расстоянии до кромки льда 25 м;

лед толщиной 40 см способен выдержать нагрузку до 10 т при расстоянии до кромки льда 26 м.

Чем ближе до кромки льда, тем меньшая должна быть нагрузка. При появлении воды на льду возможная нагрузка должна быть уменьшена на 50 – 80%, а при наличии сухих несквозных трещин шириной менее 3 см и глубиной не более половины толщины льда – на 20%. Запомните также, что прочность льда весной уменьшается вдвое. Учтите и еще одну особенность осеннего и весеннего льда. В тех местах, где вмерзли камыши, кусты, трава, водоросли и какие-нибудь посторонние предметы, грузоподъемность резко снижается, возрастает опасность провалиться.

С большой осторожностью надо обходить и участки водоемов с быстрым течением, родниками и места, куда стекают теплая вода или промышленные отходы предприятий, где выходят грунтовые воды и имеются промоины. Не поленитесь также, если увидели площадку для выколки льда, обойти ее как можно дальше, хотя и потеряете из-за этого несколько лишних минут.

Вообще при переправе по льду рекомендуется следовать по уже проложенной и хорошо проверенной тропе или пользоваться оборудованными ледовыми переправами. Но если уж вы отошли в сторону от дороги, то будьте начеку, внимательно следите за поверхностью льда и избегайте подозрительных мест.

Что значит подозрительных? Лед чаще всего бывает покрыт снегом равномерно. Но если Вы увидели небольшой участок, где слой снега намного толще, то осторожно проверьте прочность льда в этом месте или обойдите его, потому что под толстым слоем снега лед бывает тоньше, может прогнуться и иметь трещины. А это уже значит, что пешеходу здесь грозит опасность. Кроме того, опасными местами для перехода по льду могут быть чистые прогалины на снежном покрове (полыньи или промоины, не успевшие покрыться прочным льдом) или темные пятна на снегу (непрочный лед). Обходите такие места стороной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: