Усложнение картины развития

Нейропсихологический подход к диагностике развития познавательных (когнитивных) функций имеет много общего с традиционными исследованиями в рамках возрастной и педагогической психологии, но дает психологу ряд преимуществ. Разработанная нейропсихологическая теория системного строения ВПФ дает возможность выявить:
— во-первых, из каких компонентов состоит функция;
— во-вторых, какие функции пострадают (окажутся в зоне риска при выпадении (недоразвитии) того или иного компонента (Лурия, 1969, 1973).
Зрительное восприятие — это сложная функциональная система, состоящая из многих компонентов. Так, зрительное восприятие предметов или предметных изображений (зрительный предметный гнозис) зависит от состояния собственно зрительных функций, от активности ориентировки в задании и выдвижении гипотез, от уровня бодрствования, то есть от различных звеньев всех трех блоков мозга (по А.Р. Лурия, 1973).
Однако насколько оправданно применение нейропсихологических методик для исследования детей в норме и в пограничных к норме состояниях?
В традиционной психологии, в частности в возрастной психологии, развитие рассматривается прежде всего как стадиальное. Соответственно индивидуальные различия понимаются как отражение скорости продвижения по стадиям.
Согласно нейропсихологии, индивидуальные различия отражают не только общее опережение или отставание, но и неравномерность развития отдельных компонентов систем ВПФ, формирующихся относительно независимо. Такая относительная независимость и соответственно неравномерность развития компонентов может быть выгодна для популяции в целом. В нормальном онтогенезе неравномерность развития компонентов ВПФ определяется индивидуальной генетической программой и средовыми (прежде всего социальными) воздействиями (Егорова, Марютина, 1992).
Наличие индивидуальных различий, связанных с неравномерностью развития отдельных компонентов ВПФ, не отменяет общих закономерностей формирования ВПФ, но делает картину развития принципиально более сложной и многообразной.
На выявление неравномерности развития компонентов ВПФ как раз и направлен нейропсихологический анализ нормы, как взрослых (Хомская и др., 1997, Москвин, Москвина, 1998), так и детей (Ахутина, 1998). Рассмотрим результаты одного из таких исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: