Программа курса «Психология принятия решения» реализуется в форме лекций и практических занятий. К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм:
· принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;
· высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);
· обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;
· наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;
· повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;
· направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.
В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо:
1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.
|
|
2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.
3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.
4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.
5. Анализ конкретных ситуаций.
6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов. Использование экспериментов.
7. Использование фактических данных жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы.
|
|
8. Использование наглядного материала на лекции (презентация, демонстрация видеоматериалов, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем,).
9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.
10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.
11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.
12. В работе с основными понятиями, преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако, можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия:, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием схем, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие, ведение словариков психологических понятий.
Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.