Зубачевский Виктор Александрович

д.и.н., профессор

Омский государственный педагогический университет

кафедра всеобщей истории, социологии и политологии

Аннотация. Статья посвящена дискуссии о создании единой концепции Великой Отечественной войны в России и фальсификации истории II мировой войны в школьном образовании Украины.

Историческая память россиян в 1990-е гг. пережила процесс переосмысления советской истории, проходившей под знаком ее дегероизации. Отношение к патриотизму и ветеранам Великой Отечественной войны менялось в негативную сторону. Важным показателем стали школьные учебники по истории: им не хватало гражданско-патриотического звучания, история России оценивалась с нейтральных позиций. Многим изданиям были присущи прозападные идеологизация и политизация; Великая Отечественная война в ряде учебников подавалась в основном через наши поражения. Что же касается успехов Красной армии, героизма советских людей на фронте и в тылу, то эти данные почти отсутствовали. Искажались факты об источниках нашей Победы, итогах и уроках войны.

Не случайно, с 2001 г. Президент В.В. Путин проводит совещания о школьном образовании в России. В ходе одной из встреч президент, в частности, отметил: «Да, у нас были страшные страницы». Но «мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за всю Великую Отечественную, как это было во Вьетнаме, допустим». 16 января 2014 г. на встрече с российскими историками В.В. Путин подвёл итоги работы над концепцией единого школьного учебника по истории. Заметим, что в Советском Союзе на изучение Великой Отечественной войны в школе отводили 20 часов, а в Российской Федерации – 4 часа [1].

В связи со сложившейся ситуацией в 2005 г. была обновлена система экспертизы учебников, которая теперь проводится не физическими лицами, а Российской академией наук и Российской академией образования. В 2005 – 2008 гг. на экспертизу поступило 144 учебника по истории, из которых 36 получили отрицательные заключения, многие направили на доработку [2, с. 21]. Если рассматривать современные учебники для 9 класса по новейшей истории России, то наиболее объективно, по нашему мнению, история Великой Отечественной войны рассматривается в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта [3]. Хотя и в этом учебнике встречаются спорные точки зрения.

Для большинства российских учебников характерны в теме “История Великой Отечественной войны” следующие черты: 1. Противоречивая оценка советско-германского договора (“пакт Молотова – Риббентропа”). 2. Трагедия начала войны лежит на лидерах страны. 3. Героизм советского народа компенсировал просчёты политиков и военачальников. 4. Основной источник Победы – жёсткие меры по мобилизации трудовых ресурсов и экономики страны. 5. Сталинградская битва – поворот в истории войны. 6. Неоднозначная политическая оценка массовых репрессий и депортации народов во время войны. 7. Разные взгляды на отношения с союзниками. 8. Советский Союз внёс решающий вклад в победу во Второй мировой войне, резко возрос международный авторитет СССР. 9. Важнейший итог войны – разгром агрессоров и создание прецедента персональной ответственности политиков.

В апреле 2014 г. В.В. Путин поручил правительству разработать концепцию единого учебника по отечественной истории. На создание самого учебника, по словам министра образования Д.В. Ливанова, уйдет полтора-два года, но преподавание по единой концепции начнется раньше. Предполагается, что уже в 2015 г. единый государственный экзамен будет состоять из материалов, сформированных на базе единой концепции [4].

Работа над концепцией единого школьного учебника истории не закончена, поскольку в обществе существуют разные взгляды и интерпретации в отношении истории России и тех или иных ее событий. О трудностях в попытках добиться общих подходов к изучению истории в школе рассказал глава рабочей группы по разработке единого школьного учебника истории, директор Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян: «Но вот война, и Сталин – Верховный главнокомандующий, с именем которого ассоциировалась победа. Можно ли описывать ее, не упоминая его как главу государства? Конечно, нет, это объективные вещи, о которых надо писать. Но столь же объективно и то, что не может быть забыто и прощено» [5]. Ряд педагогов, например, Президент Всероссийского фонда образования С.К. Комков считает: создавать один «универсальный учебник отечественной истории бессмысленно. Это должен быть единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут подготовлены учебники отечественной истории для каждой учебной параллели отдельно. Но вместе они должны составлять нечто единое целое» [6].

Истина о Великой Отечественной войне сегодня особенно актуальна. Граждане США и Великобритании уверены, что их страны, а не СССР, сыграли решающую роль в войне. Часть молодежи на Западе считает, что Советский Союз воевал на стороне нацистской Германии. Впрочем, западные политики в знании истории и географии недалеко ушли от молодых сограждан. Блогеры сегодня вспомнили заявление кандидата в президенты США сенатора Б. Обамы в мае 2008 г., сообщившего о том, что его дед в 1945 г. освобождал Освенцим. Тогда Национальный комитет республиканской партии США подверг критике “сомнительное утверждение” Обамы и напомнил сенатору, что Освенцим освобождали не американские, а советские войска. Действительно, Обама перепутал Бухенвальд с Освенцимом. Республиканцы подчеркнули: «частые преувеличения и откровенные искажения со стороны Обамы поднимают вопрос о его рассудительности и готовности вести за собой в качестве главнокомандующего» [7]. Сейчас в преддверии президентских выборов 2016 г. республиканцы готовы перещеголять Обаму.

Еще дальше пошел украинский премьер-министр А. Яценюк, сделавший 9 января 2015 г. в эфире немецкого ТВ заявление: «Российская агрессия на Украине – это атака на мировой порядок и порядок в Европе. Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и на Украину. Мы не должны допустить этого. Ни у кого нет права переписывать результаты Второй мировой войны. Однако именно это пытается сделать российский президент Путин» [8]. Власти Германии не комментировали глумление Яценюка над историей. История же с “освобождением Освенцима” повторилась 21 января 2015 года. Глава МИД Польши Г. Схетына заявил, что Освенцим от фашистов освободили украинские военные. В Киеве согласились с версией польского МИД. По словам замглавы администрации президента Украины В. Чалого, «наибольшее число украинцев освобождали не только этот концлагерь, но и другие, и вообще Европу». Правда, канцлер А. Меркель отметила: «Завтра исполняется 70 лет со дня освобождения лагеря Аушвиц-Биркенау советскими войсками» и признала вину нацистов за миллионы смертей [9]. В свете вышесказанного заметим, что только в 1943 г. 10 тысяч бандеровцев включили в дивизию СС “Мертвая голова”, специально предназначенную для охраны концлагерей, включая Освенцим [10, с. 47]. Напомню также, что бандеровцы убили командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии Н.Ф. Ватутина и легендарного советского разведчика Н.И. Кузнецова. И это малая толика их злодеяний.

Заявления официальных лиц Польши и Украины – не случайность, а свидетельство давно идущего процесса фальсификации истории России и пересмотра итогов Второй мировой войны. Так, 3 июля 2009 г. страны-члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приняли резолюцию «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». Резолюция унифицирует как преступления против человечества политику гитлеровского и сталинского режимов. В резолюции России как члену ОБСЕ предложили избавиться от “приукрашивания” своей истории и разработать учебные пособия для молодежи о тоталитаризме. Специалисты охарактеризовали резолюцию как «возлагающую ответственность за Вторую мировую войну на Германию и СССР в равной степени» [11].

В мае 1945 г. по данным французского Института общественного мнения 57% французов считали, что главную роль в разгроме Гитлера сыграл Советский Союз и лишь 20% – США. В 2004 г. уже 58% французов были уверены в решающей роли США и 20% – в роли СССР. Накануне 70-летия Победы ситуация стала плачевнее, говорит итальянский журналист, бывший депутат Европарламента Джульетто Кьеза: «Доминирует сейчас точка зрения, что Америка выиграла Вторую мировую войну … В наших школьных учебниках роль России практически отсутствует, или она маргинальная, второстепенная … Лишив Россию статуса победителя в Великой Отечественной войне, лишив ее этого морального превосходства, ее можно обвинять и в агрессии, и в том, что она, якобы, и сейчас осуществляет какую-то агрессию» [12].

Для большинства современных школьных учебников Украины характерны следующие черты в теме “Вторая мировая война”. 1. Отказ от понятия “Великая Отечественная война” вообще или использование понятий “Вторая мировая война” и “германо-советская война”. 2. Ряд авторов войну для Украины начинают 17 сентября 1939 г. (вступление Красной армии на территорию Польши) и заканчивают 28 октября 1944 г. (освобождение Украины от немецких оккупантов). 3. Советский Союз как тоталитарное государство изучается в одном ряду с фашистскими государствами. 4. Украина – жертва борьбы за господство двух тоталитарных режимов: нацистской Германии и СССР. 5. Преувеличение роли Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА), преуменьшение роли советских партизан. 6. ОУН-УПА – это национально-освободительное движение за создание независимого украинского государства. 7. Украина внесла огромный и неоценённый вклад в разгром нацистской Германии и понесла самые большие потери во Второй мировой войне.

Напомним, что при президентах Л.Д. Кучме и В.А. Ющенко понятие “Великая Отечественная война” уже изымали из ряда учебников, но при В.Ф. Януковиче вернули в школьную программу. Однако при П.А. Порошенко в украинских учебниках будет одна точка зрения. Министерство образования и науки Украины разослало письмо с рекомендацией «отказаться от использования сталинско-пропагандистского термина “Великая Отечественная война”», заменив его на «исторически корректный – “Вторая мировая война”». 8-9 мая 2015 г. Украина будет отмечать не День Победы, а «Дни памяти и примирения», а также «70-летие завершения войны в Европе» [13].

Министр образования С. Квит заявил журналистам 26 ноября 2014 г.: «Для Украины не было Великой Отечественной войной. Украина была жертвой разборок тоталитарных государств». В 2015 г. программы уже меняют, но на новые учебники денег еще нет. Директор украинского Института национальной памяти В. Вятрович сказал, что из школьных учебных пособий будут изыматься “все последствия советской пропаганды” и, прежде всего, “миф о Великой Отечественной войне”. Вятрович отметил: «Для нас Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г., и мы не имеем права сужать ее до Великой Отечественной – она была намного страшнее и трагичнее, чем ее пыталась показать советская пропаганда» [14].

Заместитель председателя комитета Госдумы России по образованию О.Н. Смолин заявил, что решение убрать тему Великой Отечественной войны из украинских учебников связано с гитлеризацией Украины: «Решение было принято потому, что на Украине в моде движения, которые, так или иначе, сотрудничали с Гитлером. Бандера, Шухевич и прочие на западе Украины считаются национальными героями. Поэтому логично вполне искоренять из памяти Великую Отечественную войну. Это снижает международный статус Украины. Это отрицание общего с Россией и Советским Союзом» [15]. Сегодня мы видим на Украине оболваненное и дезориентированное в историческом плане поколение. Изменили же общественное сознание молодежи во многом школьные учителя, учившие по американизированным школьным учебникам.

Так, в учебнике для 5-го (!) класса читаем: «Для нашей земли Вторая мировая война была наинесправедливейшею из всех войн». Возглавили против Гитлера и Сталина ее национально сознательные украинцы, объединенные в ОУН (создана в 1929 г.). «С началом советско-нацистской войны началось формирование» УПА. Но «советское правительство не хотело, чтобы Украина имела свою армию. Поэтому, когда в 1943 г. с украинских земель были изгнаны нацистские захватчики, большевики начали воевать с УПА. Эта позорная война против своего народа продолжалась до 1953 г. … и стала ещё одним свидетельством большевистского террора» [16, с. 224-225].

В учебнике для 11-го класса написано: «В августе 1943 г. состоялся III Чрезвычайный большой сбор ОУН (Б), провозгласивший курс на борьбу против «московско-большевистского и немецкого ярма, за строительство Украинской самостийной соборной державы». В июне 1944 г. представители УПА и вермахта во Львове провели переговоры по вопросам сотрудничества в военной сфере. Стороны достигли компромисса: немцы передали УПА оружие и боеприпасы, УПА предоставляла вермахту разведданные о советских войсках» [17]. Авторы учебников обеляют ОУН-УПА, эсэсовскую дивизию “Галичина”, культивируя миф о двух течениях движения Сопротивления на Украине: советском и самостийническом. ОУН-УПА якобы вела борьбу на два фронта и представляла наибольшую угрозу для нацистов. Однако значимых операций УПА против вермахта авторы не называют – их просто не было. Тиражируется ложь о карательных операциях в отношении населения Западной Украины сотрудников НКВД, переодетых в форму УПА. Но на фотографии в учебнике именно боевики УПА одеты в советскую форму частей НКВД [18]. Подделка фотографий сегодня доказана.

В свете последних событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией мы наблюдаем новый всплеск фальсификации истории. Но почву подготовили давно. В учебнике, рекомендованном министерством образования Украины еще в 2001 г., писали: «Включение Крымского полуострова в состав Украинской ССР, которое состоялось в ознаменование 300-летия “воссоединения” Украины с Россией, было попыткой переложить на плечи Украины часть моральной ответственности за выселение с полуострова крымско-татарского населения и вынудить её взять на себя восстановление хозяйственной и культурной жизни на полуострове. Московский центр при этом ничего не терял, так как в свою очередь безраздельно контролировал Украину» [19, с. 129].

Не случайно, руководители Российского военно-исторического общества заявили: «Этот первый залп по исторической правде, который дали Яценюк и его айнзац-команда в год 70-летия Великой Победы, мы не можем проигнорировать». В XXI в. нам «нельзя “проспать” молодежь. Нам необходима консолидация государства и общества на основе ценностей, привитых нашей историей. Нам необходим патриотический тренд в общественном сознании … Против нас, а значит, против правды, начался новый блицкриг. Мы должны выступить в поддержку президентского курса и перейти в идеологическое контрнаступление по всему фронту в этой войне за умы» [20].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: