Учет земель на уровне муниципального района

Понятие муниципального образования. Цель и задачи учета земель на уровне

муниципального района. Состав земельно-кадастровой документации в районе

Содержание отчета о наличии и распределении земель (баланса земель района)

Ведение кадастра недвижимости представляет собой сферу управленческой деятельности по сбору, систематизации, документированию, накоплению, хранению, учету и предоставлению информации для принятия управленческих решений на трех уровнях: федеральном, региональном (субъект Федерации) и муниципальном.

Современная система кадастра недвижимости должна отвечать следующим требованиям:

-учитывать в реальном времени все происходящие (количественные, качественные, пространственные, правовые) изменения как на уровне отдельных земельных участков собственников, арендаторов, так и муниципальном уровне и в стране в целом;

-обеспечивать в единой взаимосвязи с мониторингом земель получение информации о качественном состоянии земельного фонда (размерах, видах деградации);

-обеспечивать необходимой информацией на всех уровнях управления земельно-имущественные отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением землей, включая судебные, финансовые, арбитражные органы, мероприятия по охране окружающей природной среды.

Задача муниципального заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земель муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования, правового режима, кадастровой стоимости и прочно связанной с ней объектов недвижимости.

В соответствии со ст.11. 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район является важнейшим звеном в системе ведения государственного кадастра недвижимости. Именно на этом уровне были созданы земельно-кадастровые палаты, территориальные отделы Росреестра. Здесь сосредоточена основная масса практических работ по управлению, перераспределению земельного фонда, проведению оценочных работ, оформлению прав на земельные участки. Высшие звенья земельно-кадастровой службы (областные, краевые, республиканские) непосредственно выполнением работ на местности не занимаются, а ведут его на основе отчетов, поступающих из районов.

Формирование информационной базы ГКН на уровне муниципального образования проводится по следующим направлениям:

подготовка современных планово-картографических материалов;

проведение инвентаризации земель сельских населенных пунктов, городов, сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий;

формирование баз данных на бумажных и электронных носителях;

создание электронных дежурных кадастровых карт кварталов, кадастровых районов;

подготовка карт ограничений обременений с описанием режимов использования земель;

проведение земельно-оценочных работ и составление кадастровых карт по объектам оценки.

Для эффективного управление земельном фондом необходимо на этом уровне располагать объективной информацией об общем земельном фонде, распределении его по категориям, формам собственности, качестве и народно-хозяйственной ценности земель.

Учет земель на территории муниципального района ведут территориальные межрайонные отделы Росреестра. Они ежегодно по состоянию на 01,01. составляют отчет о наличии и распределении земель в районе (городе).

Государственному учету подлежат все земли, расположенные в административных границах района, а также земли за пределами его границ, но предоставленные предприятиям, организациям, землепользования, которых зарегистрированы в данном районе. Учет проводится по фактическому состоянию и использованию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов, данных инвентаризации, отчетов землепользователей, собственников, арендаторов.

Учет земель по времени и характеру выполнения работ подразделяется на основной и текущий. При основном учете фиксируются все первичные землепользования, учитывают и оценивают все земли в границах района на основе материалов отвода, инвентаризаций, оценки. Первичные сведения утверждаются и заносятся в земельно-кадастровые документы. По результатам основного учета создается банк данных о размерах и распределении земель по категориям, угодьям, формам собственности, формам хозяйствования, качественному составу. Чтобы данные кадастра не устаревали, постоянно ведется учет текущих изменений. В результате текущего учета фиксируются лишь законные изменения в количестве, качестве, правовом режиме земель.

Земельно-кадастровые документы по учету земель в муниципальном районе подразделяются на планово-картографические и текстовые, включающие учетные и отчетные.

Планово-картографические документы дают наглядное графическое изображение учитываемой территории. На них отображается весь комплекс сведений, характеризующий земельный фонд района. К ним относятся: карта землепользований района, земельно-учетная карта, почвенная карта, карта экономической и кадастровой оценки, кадастрового деления территории. Детальность и точность определяется масштабом карт. В зависимости от площади района карта землепользований ведется в масштабах: 1:50000; 1:100000;1:150000; 1:200000. На районной карте отображаются:

границы муниципального района, границы муниципальных образований (сел, городов), границы всех землепользований с.-х. предприятий, лесохозяйственных и др. предприятий;

гидрографическая сеть (реки, озера, водохранилища, пруды, каналы);

основные дороги, линии электропередач, газо и нефтепроводы.

На карту наносят и все происходящие изменения.

Результаты качественного учета отображаются на почвенных картах, картограммах почвенного районирования эродированности земель, обеспеченности почв питательными веществами

Основным учетным текстовым документом является земельно-кадастровая книга района, состоящая из четырех разделов;

В первом разделе регистрируются все землепользования района (города) с указанием названия собственника, землепользователя, арендатора, номер и дата регистрации.

Во втором разделе ведется учет земель сельскохозяйственного назначения по формам хозяйствования; государственные, акционерные, кооперативные общественные предприятия, научно-исследовательские и учебные заведения, подсобные и фермерские хозяйства и др.,государственного лесного фонда и земли государственного запаса.

В третьем разделе ведется учет земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и водного фонда

В четвертом разделе ведется учет качества сельскохозяйственных угодий., в т.ч отдельно по орошаемым. Учету подлежат земли сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, лесохозяйственных предприятий и земель запаса. Учет проводится на основе обобщенных материалов крупномасштабных почвенных, агрохимических, лесомелиоративных, геоботанических, землеустроительных и других обследований. Сведения по типам и подтипам почв, классам земель, по гранулометрическому составу, подверженности водной и ветровой эрозии, засолению, солонцеватости, увлажненности и др. показателям.

Основным отчетным документом является баланс земель района-«Отчет о наличии и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» Он включает следующие документы:

сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (форма №22-1);

сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма №22-2);

сведения о правах, на которых использовали землю предприятия, организации, хозяйства, общества, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (форма №22-3 организации);

сведения о правах, на которых использовали землю граждане (коллективы граждан) занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (форма №22-3 граждане);

сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (форма №22-4 организации);

сведения о наличии земель у граждан (коллективов граждан) занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (форма №22-4 граждане);

сведения о распределении общих площадей земель городов по формам собственности (форма №22-5);

сведения о распределении общих площадей земель сельских населенных пунктов по формам собственности (форма №22-6).

Помимо этого к отчету прилагаются:

Справка о состоянии мелиорируемых земель (орошение) приложение 1 к форме №22-4; (организации, граждане);

Справка о состоянии мелиорируемых земель (осушение) приложение 2 к форме №22-4; (организации, граждане);

Форма № 2-Т1. Сведения о землях запредельного пользования (Таблица № 1);

Форма № 2-Т2. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции (Таблица № 2);

Форма № 2-ТА. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции (на орошаемых землях) (Таблица № 2а);

Форма № 2-ТБ. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции (на осушаемых землях) (Таблица № 2б);

Форма № 2-Т3. Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей (Таблица № 3);

Форма № 2-Т4. Сведения об изменении общих площадей по категориям земель

(Таблица № 4);

Форма № 2-Т5. Сведения о землях, находящихся в частной собственности (Таблица № 5);

Форма № 2-Т6. Сведения о правах на земельные участки, предоставленных гражданам (Таблица № 6);

Форма № 1-УК. Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (Форма № 1-контроль);

Форма № 9-ЗМ. Отчет «О государственном земельном контроле» (Форма № 1-зем);

Форма № 10-К. Отчет «Контроль за соблюдением земельного законодательства»;

Форма № 7-ХХ. Отчет по изучению состояния и использования земель;

Форма № 7-ВО. Отчет о выполнении запланированных объемов землеустроительных работ по поручениям Правительства Российской Федерации и работ по государственному мониторингу земель;

Форма № 7-ПЗ. Отчет по вопросам проведения землеустройства;

Форма № 9-ЖС. Отчет «О выявленных нарушениях земельного законодательства при использовании земельных участков, предназначенных для жилищного строительства»;

Форма № 1-ПП. Отчет «О реализации подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)»;

Форма № 1-ЗК. Отчет «Информация о деятельности по государственному кадастровому учету земельных участков и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости»;

Форма № 1-ФП. Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ;

Форма № ЧР. Отчет «О численности работников территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»;

Форма № 1-ТУ. Сведения о количестве учтенных в организациях технической инвентаризации объектов недвижимости;

Форма № 2-ТУ. Сведения о ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства;

Форма № 3-ЗМ. Сведения о сделках с землей.

Территориальные отделы обобщают полученную информацию, согласовывают с природоохранными органами, утверждают администрацией района и представляют не позднее 1 февраля в областные (республиканские) управления Росреестра.

Областные управления обобщают информацию районных (городских) отделов, создают банки данных о наличии и качестве земель региона и не позднее 1 марта представляют отчет для создания единого для России банка данных и подготовки национального доклада.

Таким образом, учет земель представляет собой государственное мероприятие по получению, систематизации, накоплению и обновлению сведений о количестве, хозяйственном использовании, качественном состоянии земельных ресурсов, необходимых для управления территориями.

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: