Комплексный анализ текста

ВАРИАНТ.

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.

5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.

6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.

8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите тип и стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5.

9. Подберите синонимы к словам:

классика; повседневный; сообразуясь.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ВАРИАНТ.

1. Я опять остаюсь один (?) все думая о Митрофане.

2. Это был высокий и худой (?) но хорошо сложе(н,нн)ый мужик(?) легкий на ходу и стройный(?) с (не)большой головой и с бирюзово(?)серыми, живыми глазами.

3. Зиму и лето его дли(н,нн)ые ноги были а(к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький (?) изорва(н,нн) полушубок.

4. На голове у него всегда была самодельная заяч(?)я шапка шерстью внутрь.

5. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре(н,нн)ое лицо(?) с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!

6. Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян(?) охотник(?) в котором все производило цельное впеч…тление(?) и фигура(?) и шапка(?) и запах курной избы(?) и одностволка.

7. По…вляясь на пороге моей комнаты(?) и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо(?) оживленное бирюзовыми глазами(?) он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.

(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Озаглавьте данный текст, определите тему и главную мысль отрывка.

2. Определите тип и стиль речи.

3. Напишите сочинение-описание внешности человека «Мой близкий друг» (8-10 предложений).

4. Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.

5. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.

6. Найдите в предложении №3 словосочетание со связью управление.

7. Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.

8. Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.

9. Объясните графически знаки препинания в предложении № 6.

10. Укажите в тексте не менее трех изобразительно-выразительных средств и объясните их роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: