Время – 2 часа
1. Понятие мышления, его формы и этапы формирования
2. Свойства ума. Качества творческого мышления
3. Роль речи в процессах мышления юриста
Литература: [6,10,15,22,29].
Тема 6. Воля и эмоции
Время – 2 часа
Форма проведения: интерактивное упражнение
Цели семинара:
- показать, что наблюдая за поведением человека, можно точно определить, какие эмоции он испытывает.
- в ходе упражнений выяснить содержание регулирующей функции эмоций
Вопросы для подготовки к интерактивному упражнению
1. Понятие воли. Волевые свойства личности
2. Волевая регуляция поведения
3. Эмоции: сущность, функции, виды
Литература: [6,9,10,15,18,20,20,29].
Задания
Представьте себе человека, полностью лишенного всех эмоций. Как протекали бы его психические процессы? Как он воспринимал бы окружающий мир? Какие; трудности возникли бы в процессе воспитания такого человека? Смог бы он сформироваться в полноценную личность? Какие проблемы он бы встречал при общении с другими людьми?
|
|
Всегда ли аффективная реакция является деструктивной? Какой биологический смысл заложен в механизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких - наоборот способствуют ей? (В качестве примера предлагается подробно рассмотреть реакцию тревоги).
Опишите внешний вид человека при различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду (причем, описывать нужно только в терминах положения и физических характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и т. д.). Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?
Игра «Передай эмоцию».
Задание 1.
Это упражнение следует проделать в группе. Участники стоят в кругу с закрытыми глазами. Одного из участников просят передать эмоциональное состояние (например, сожаление). Он показывает выражение данной эмоции одному из участников, этот участник следующему, и так по цепочке передача выражения эмоции переходит от одного к другому.
Обсудить, почему изменился оттенок восприятия выражения эмоции.
Задание 2.
Условно разделиться на две группы. Первая группа вспоминает, например, состояние перед экзаменом, вторая — состояния радости и любви. Группы не знают про задание партнеров. Они взаимодействуют между собой на невербальном уровне, передавая состояние друг друга.
Обсудить, что изменилось в результате данного взаимодействия.
Тема 7. Мотивация поведения