Государственное регулирование финансово-экономической безопасности предприятия

Государство оказывает значительное влияние на уровень финансово-экономической безопасности предприятий, формируя правовые, экономические, организационные условия их деятельности, их институциональная среда. Ее значение в создании условий для обеспечения финансово-экономической безопасности предприятий сегодня значительно усиливается. На функционирование предпринимательских структур влияют нарушения равновесия между совокупным спросом и предложением, стагнация экономики, инфляция, безработица, нестабильность курса национальной валюты и другие факторы. В этих условиях возникает объективная потребность активизации роли государства в обеспечении финансово-экономической безопасности предпринимательства.

Роль государственных органов в формировании защищенности субъектов хозяйствования от угроз их финансово-экономической безопасности в первую очередь заключается в следующем:

– формировании правовой защищенности предпринимательства (защита частной собственности, правовое регулирование хозяйственных отно-сын и т.п.) (имущественная безопасность);

– предотвращении образования монополий и злоупотребления монопо-ным положением; борьбе с недобросовестной конкуренцией; контроле цен (рыночная безопасность);

– нормативно-правовом регулировании охраны интеллектуальной собственности и защиты коммерческой тайны (интеллектуальная и информационная безопасность);

– обеспечении стабильности национальной денежной единицы, эффективного функционирования финансовых рынков: кредитного, фон-дового, страхового и других; предотвращения спекуляций на рынке ценных бумаг, защиты прав инвесторов, регламентации процедур банкротства восстановления платежеспособности и санации, государственная финансовая поддержка предпринимательства и т.д. (финансовая безопасность);

– государственной поддержке экспорта; защите национального това ровиробника от иностранной конкуренции; предотвращении колебания валютных курсов (безопасность внешнеэкономической деятельности);

– контроль качества образовательных услуг, в частности в высшем образовании, нормативно-правовое обеспечение трудовой деятельности (кадровая безопасность).

Главными направлениями влияния государства на финансово-экономическую безопасность предприятий является регулирование:

а) формирование информационного обеспечения управления финансово-экономической безопасностью предприятия (утверждение национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия);

б) денежного обращения и форм расчетов;

в) кредитных операций;

г) валютное регулирование;

д) регулирование инвестиционных операций;

е) страхование;

е) процедуры банкротства и ликвидации предприятия, порядка и форм санации;

ж) защиты коммерческой тайны и объектов интеллектуальной собственности;

с) форм и методов конкурентной борьбы.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности предприятий может быть прямым или административным (законодательные и нормативно-правовые акты, государственный контроль и т.п.) и косвенным экономическим (мотивирует путем материальной заинтересованности и выступает в таких формах, как налогообложение, ценовая политика, финансово-кредитная политика, льготы, санкции и т.д.).

Прямое государственное регулирование деятельности предприятий осуществляется через механизмы:

– государственной регистрации предприятий;

– государственного контроля качества продукции;

–обязательного соблюдения предприятием трудового и социального законодательства Украины;

– антимонопольного контроля за деятельностью предприятий;

– государственного контроля за ценами;

– регламентации расчетов с потребителями;

– контроль за соблюдением государственного порядка ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности и других.

Косвенное регулирование деятельности предприятий может осуществляться в следующих формах:

– размещение государственных заказов на производство (реализацию) продукции с гарантированным финансовым и материально-техническим обеспечением;

– введение системы государственного регулирования размеров фонда оплаты труда, направленной на поддержку общественно необходимых пропорций между производительностью труда и его оплатой;

– дифференциация ставок налогов по отдельным видам дея-тельности предприятий и введение системы налоговых льгот;

– установления возможности ускоренной амортизации основных фондов предприятий с целью стимулирования их инвестиционной деятельности, активного использования достижений научно-технического прогресса;

– стимулирование развития малых предприятий путем предоставления льгот при налогообложении, получении государственных кредитов, создании фондов содействия развитию малых предприятий;

– регулирование экспортно-импортных и бартерных операций предприятий через механизм лицензирования, квотирования, таможенного и валютного законодательства с целью защиты потребительского рынка Украины-ны и его предприятий или стимулирование спроса на продукты национального производства.

Правовую основу государственного регулирования финансово-экономической безопасности предприятий формируют: Конституция Украины, Ко-декса Украины (Гражданский, Хозяйственный от 16 января 2003, Уголовный от 5 апреля 2001 и другие), Законы Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банк-рутом» от 30 июня 1999, «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30 октября 1996, «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996, «О инвести-ционную деятельность» от 18 сентября 1991, «Об информации» вид» октября 1992, «О страховании» от 7 марта 1996, «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001; Указы Президента Украины, поста-вы Верховной Рады Украины, Постановления и Декреты Кабинета минист-ров Украины, Постановления НБУ. Важное значение для финансово-экономической безопасности пред-приятия имеет эффективная система государственного регулирования рынков финансовых услуг.

Согласно ст. 21 Закона Украины «О финансовых услугах и дер-государственное регулирование рынков финансовых услуг» государственное регули-рования финансовых рынков и учреждений осуществляют:

– Национальный банк Украины (рынок банковских услуг и надзор за коммерческими банками) - Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (рынок ценных бумаг и производных ценных бумаг и собственно фондов компании);

– Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг - специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (другие рынки фи-нансовых услуг и небанковских финансовых учреждений - кредитные учреждения, страховые компании, ломбарды, пенсионные и инвестиционные фонды и т.д.)..

Контроль за деятельностью участников рынков финансовых услуг осуществляет Антимонопольный комитет Украины и другие государственные органы.

Административное регулирование фондового рынка, в частности рынка ценных бумаг, осуществляется на основе Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». Согласно этому закону, государственное регулирование рынка ценных бумаг - это осуществление государством комплексных мероприятий по благоустройству, контроля, надзора за рынком ценных бумаг и их производных и причинить бегание злоупотреблений и нарушений в этой сфере.

Основными направлениями осуществления государственного регулирования рынка ценных бумаг в контексте финансово-экономической безопасности предприятия является:

– создание условий для развития фондового рынка в Украине, для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов, обеспечение прав собственности на ценные бумаги, защита прав участников фондового рынка;

– обеспечение равных возможностей для всех участников рынка ценных бумаг, развития добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации;

– информационное обеспечение участников рынка (предоставления ин-формации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер соглашений с ценными бумагами и другой);

– контроль за прозрачностью и открытостью рынка ценных бумаг.

Закон предусматривает следующие основные формы государственного регулирования ния рынка ценных бумаг:

– законодательно-нормативная форма: принятие законодательных актов по вопросам деятельности участников рынка ценных бумаг, создание системы защиты прав инвесторов;

– система лицензирования и специальной регистрации: выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг регистрация выпусков (эмиссий) ценных бумаг и информирование о выпуске (эмиссии) ценных бумаг;

– непосредственный контроль за деятельностью участников рынка: за достоверностью информации, представляемой контролирующим органам, за соблюдением эмитентами порядка регистрации и информирования о выпуске ценных бумаг, за соблюдением антимонопольного законода-тельства, за деятельностью лиц, которые обслуживают выпуск и обращение ценных бумаг и др.. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осущест-вляется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Основной ее задачей, которая способствует финансово-экономической безопасности предприятий, является защита прав инвесторов путем применения мер по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства является пределах своих полномочий.

Важным аспектом государственного регулирования финансово-экономической безопасности предприятий является определение условий и порядка восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признании его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требова-ний кредиторов. Их устанавливает Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999.

В соответствии со ст. 2 этого Закона, политику по предупреждению банкротства, обеспечение условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом относящейся вно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процен-тов, субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляет государственный орган по вопросам банкротства - Государственный департамент по вопросам банкрот-ства, действующего на основании Положения, утвержденного ПостановоюКМУ от 19 апреля 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: