— Саша и Маша — наши старые знакомые. Они брат и сестра. Их одежда висит в шкафу. Я буду доставать ее оттуда и показывать вам, а вы — отгадывать, чья это одежда. (Рис. 30.)
Рис. 30
САШИНЫ БРЮКИ САШИНА КУРТКА САШИН СВИТЕР
МАШИНО ПЛАТЬЕ МАШИНА ШУБА МАШИНЫ ВАРЕЖКИ и т. д.
Л Р Называние деталей одежды. Составление описания одежды с опорой на мнемодорожку
— Найдите одежду по описанию. Повторите это описание.
ЮБКА В ПОЛОСКУ С РЕМЕШКОМ МАЙКА ОРАНЖЕВАЯ БЕЗ РУКАВОВ СВИТЕР БЕЖЕВЫЙ С УЗОРОМ КОФТА СИНЯЯ С ПУГОВИЦАМИ ЮБКА ЧЕРНАЯ СО СКЛАДКАМИ
- Опишите свою одежду по схеме:
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ? 2. ЦВЕТ. 3.РУКАВА. 4. ВОРОТНИК. 5. ПОЯС. 6. КАРМАНЫ.
Г Образование форм предложного и родительного падежей с предлогами В и БЕЗ. Дидактическая игра «Поручения» —Выполняйте мои поручения. Саша, надень шапку. В чем Саша? (САША В ШАПКЕ.)
— Саша, сними шапку. Без чего Саша? (САША БЕЗ ШАПКИ.)
— Ира, надень кофту. (ИРА В КОФТЕ.)
— Ира, сними кофту. (ИРА БЕЗ КОФТЫ.)
В КУРТКЕ — БЕЗ КУРТКИ В СВИТЕРЕ — БЕЗ СВИТЕРА В КОЛГОТАХ — БЕЗ КОЛГОТ В ЮБКЕ — БЕЗ ЮБКИ
|
|
Л Р? Образование формы винительного падежа существительных. Дидактическая игра «Что делает мама?»
—Отгадайте, что мама стирает. (Учитель-дефектолог держит картинку оборотной стороной к детям. Если звучит правильный ответ, переворачивает.)
МАМА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ МАМА СТИРАЕТ КОСТЮМ МАМА СТИРАЕТ ЮБКУ и т. д.
— Что мама шьет?
— Что мама вешает в шкаф? Л Образование конструкции «существительное + существительное с союзом И»
—Из «чудесного мешочка» будем доставать пару картинок и называть их:
У МЕНЯ ШОРТЫ И РУБАШКА У МЕНЯ СВИТЕР И ЮБКА и т. д.
ЗАНЯТИЕ «Обувь».
Тема «Обувь» Задачи:
—формировать понятие «обувь», знакомить детей с предметами обуви, объяснять ее назначение, выделять и называть детали обуви;
—учить дошкольников согласовывать прилагательные с существительными; —упражнять в образовании формы множественного числа существительных;
— развивать у детей произвольное внимание и память.
Л Формирование понятия «обувь», активизация имеющихся представлений и знаний об обуви
— Посмотрите на... (имя девочки). Как она сегодня одета?
— Вы сказали, что у... гольфы. Что еще у нее надето на ножки? (Туфли.)
— Что на ногах у...? (Тапочки.)
— А у...? (Босоножки.)
—ТУФЛИ, ТАПОЧКИ, БОСОНОЖКИ можно назвать одним словом. Каким? ОБУВЬ
— Что такое ОБУВЬ? (То, что мы обуваем на ноги.)
— Какую обувь вы знаете?
— Посмотрите на картинки и назовите обувь.
САПОГИ ТУФЛИ КЕДЫ
САНДАЛИИ ВАЛЕНКИ КРОССОВКИ
БОТИНКИ ТАПОЧКИ ЧЕШКИ и т. д.
— Для чего нужна обувь?
— Какую обувь носят летом? Какую — зимой? Почему?
— Что носят дома, в квартире?
|
|
Г Согласование прилагательных с существительными. Тренировка зрительного внимания
— Станьте парами. Запомните, какая обувь у вашего товарища. Повернитесь друг к другу спиной. Вспомните и расскажите, какая обувь у вашего товарища.
У САШИ КРАСНЫЕ ТУФЛИ У ВЕРЫ БЕЛЫЕ САНДАЛИИ. У ЖЕНИ ЖЕЛТЫЕ БОСОНОЖКИ и т. д. Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
— Вот куклы в игровом уголке. Они маленькие, и обувь у них тоже маленькая. Какая?
НЕ ТУФЛИ, А ТУФЕЛЬКИ НЕ БОТИНКИ, А БОТИНОЧКИ
НЕ САПОГИ, А САПОЖКИ НЕ ТАПКИ, А ТАПОЧКИ и т. д.