Первое и второе полугодие младенчества

Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие

сенсомоторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на

предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. В рамках теории привязанности

оценивается влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.

Эмоциональное развитие. В рамках разных подходов этот период рассматривается как

сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери состоит в обеспечении эмоционального

комфорта, эмоциональном взаимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В

деятельностном подходе выделяется самостоятельная форма общения (ситуативно-личностная),

содержанием которой является эмоциональное взаимодействие матери с ребенком

Развитие личности. В психоанализе — первая фаза психосексуального развития (оральная).

Первый год жизни считается периодом формирования ядерных структур личности, образованием

базового отношения к миру. В этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой

состоят в своевременной заботе, поддержке, эмоциональном принятии ребенка. Выделяются фазы

симбиоза и сепарации, успешное прохождение которых зависит от взаимодействия с матерью и

оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь субъекта

Отдельные структуры субъективного опыта. В основном этот период рассматривается в теориях

привязанности, «objekt relation», детском психоанализе. Выделяются этапы формирования рабочей

модели «Я — Другой», Я – концепции, возникновения переходного объекта и настоящего, реально

существующего объекта, появление первичного и вторичного объекта привязанности, поведения

привязанности. Роль матери оценивается как решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я

– концепции, качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих функций:

обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в эмоциональной жизни ребенка, своих

функций «посредника» между ребенком и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования

является нарушение психического развития ребенка в условиях материнской депривации.

Этологический подход. Наиболее активно реализован в теории социального научения.

Предметом исследования является структура и содержание взаимодействия матери с ребенком.

Подробно описаны функции матери в этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные

особенности их проявления.

Деятельностный подход. Младенчество является первым и весьма важным периодом развития

ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности (общение в первом полугодии и предметная

деятельность во втором), их содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии

деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как «совокупная», а во втором —

как «совместно-разделенная» (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя

постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов.

В развитии общения выделяется две формы: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая. Кризис

первого года рассматривается как противоречие между внутренними и внешними условиями развития

ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: