Б) Онтология древнеиндийской философии

- Онтология индийской философии (учение о бытии и
небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции,
цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие

ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.

Цель эволюции, развития - достижение все более совершен­ного духа через постоянную смену материальных форм.

в) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания,), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрита» - материальное сознание;

- «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой
возникли Вселенная и люди);

- «майя» - сознание сновидения, мираж,

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана;

манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман

первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас

постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней

либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его

личного опыта, хода судьбы.

Nb: для индийской философии характернытакже учения о сансаре, ахимсе, мокше


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: