а) Общая характеристика: в IX в. начался новый этап
арабской философии, для которого были характерны:
- усиление влияния материалистических идей (что стало
результатом открытий в области медицины и естественных
наук);
- заимствование идей европейской философии, особенно
древнегреческой, превращение собственно арабской
философии в арабо-европейскую (арабо-греческую).
- наибольший вклад в становление новой
(европеизированной) арабской философии внесли Аль-
Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рущд (Аверроэс).
б) Представители арабской философии: Аль-Кинди (800 - 879):
сделал первый шаг по европеизации арабской философии; ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании;
взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю, форму, движение, пространство, время; выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: логически-математическую; естественнонаучную; метафизическую (философскую).
|
|
NЬ:IIричем по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.
философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).
Аль-Фарби (870 - 950):
систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям.
первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществс Бога.
его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).
• Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037):
• вывел арабскую философию на новый уровень прогресса.
• главные труды по философии: «Книга исцеления» («Книга
спасения»), «Книга знания».
• Авиценна высмеивал косность и догматизм исламских
теологов;
• пытался отделить философию от религии (в то время как
многие его современники считали их неразрывно
связанными и видели роль философии в обосновании
положений и догм ислама);
|
|
• видел в философии отдельную науку, которая должна
обобщать достижения человеческого разума;
• основывал многие философские идеи на достижениях
естественных наук (например, собственных медицинских
открытиях);
• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания
за ним всемогущей воли;
• считал, что многие явления в окружающем мире происходят
помимо воли Бога, по естественным законам природы;
• причину возникновения мира видел в «эманации» -
истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу
естественной необходимости;
• выступал против идеи «первотолчка», которую заменял
идеей о движении, которое является неотъемлемым
свойством материи;
«считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
• наделял душу особыми свойствами - идеальностью
(существованием наряду с материей) и вечностью; также
считал вечным Бога и окружающий мир.
4. Философия Аверроэса (Ибн-Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). а) Даты жизни и творчество: из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1 126 -1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под
властью арабов, и был представителем западноарабско-
европейской философии.
- им была создана философия аверроизма, получившая
широкое распространение в Европе и противостоящая
католицизму и схоластике.
философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.
б) основные положения философии Аверроэса:
- отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и
неуничтожим);
- допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась
первичность по отношению к материи (Бог и окружающий
материальный мир «совечны»);
- за Богом признавалась весьма ограниченные возможности,
которые сводились к главной - придать материи форму;
- отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
- доказывалось, что движение - самостоятельное свойство
материи, заключенное в ней самой;
- выдвигалась идея жесткого детерминизма
(обусловленности и необходимости всего в природе);
- отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела
есть одновременно смерть души, но коллективный разум -
разум всего человечества, частью которого является душа
отдельного человека, - бессмертен);
- была выдвинута идея о «двойственной истине» -
философские и религиозные истины раздельны;
- то, что истинно в религии, может быть ложно для
философии и наоборот.
в) Материалистическая, антирелигиозная философия
Аверроэса оказала большое влияние на европейскую
философию. Аверроизм получил широкое распространение,
преподавался в университетах, был духовным центром
притяжения философских учений, противостоящих схоластике. г) Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов».