Лень. Экстернализующая беседа, открывающая пространство

Это в высшей степени отредактированная версия консультации, состоящей из одного сеанса, которую я (Дж. К) провел с Риком и его матерью, Эллисон, показывает вопросы деконструкции и открытия пространства в действии. Прежде хороший ученик, 13-летний Рик перестал справляться с домашними заданиями. Администрация школы применила несколько стратегий, чтобы Рик улучшил свои показатели в этой области, но все безуспешно. За неделю до нашей беседы они вызвали Эллисон на специальную встречу, на которой они объяснили, что Рик настолько отстал, что это серьезно влияет на его оценки. Если что-то не изменится, ему, вероятно, придется остаться в восьмом классе на второй год. Они настойчиво рекомендовали ей воспользоваться семейной терапией, чтобы решить проблемы с Риком.

В первой части этой беседы, которая не появляется в стенограмме, Эллисон ознакомила меня с той озабоченностью, которую выражали представители администрации. Наша стенограмма начинается с того момента, когда я оставляю Эллисон и начинаю разговор с Риком.

Когда вы будете читать стенограмму, обратите внимание на то, что экстернализуется, как оно становится экстернализованным, и как исследуется влияние экстернализованной проблемы. Какие уникальные эпизоды вы здесь видите? Каким образом они проявляются?

ДЖИН Похоже, что в школе считают, что у тебя проблема отношения (к занятиям). Мне интересно, думаешь ли ты сам, что у тебя есть какая-то проблема, и, если это так, то, как по-твоему, это проблема отношения, или бы ты сказал, что проблема не в этом.

РИК Я даже не знаю, как увидеть эту проблему. Я бы сказал, думаю, что я ленив, потому что я действительно не выполняю большую часть домашних заданий. И я думаю, моя мамочка, она отстранила меня от телевизора до конца учебного года, потому что я просто не вылезал из этой программы. И меня наказывают в классе, а теперь меня каждый день и дома чего-то лишают. В общем...

ДЖИН Как ты думаешь, что мешает тебе делать домашнее задание?

РИК Я действительно не хочу им заниматься.

ДЖИН Перед этим ты употребил слово “ленив”.

РИК Ну, да.

ДЖИН Ты думаешь, что это именно лень.

РИК Где-то.

ДЖИН Или это отсутствие желания?... Я имею в виду, как бы ты описал то, что происходит.

РИК Я не знаю. Я ленив. Я это знаю. Я просто не хочу этим заниматься.

ДЖИН Хорошо. А есть другие места в твоей жизни, не связанные с домашними заданиями, где лень вызывает проблемы, куда она входит, или лень представляет проблему только в отношении домашних заданий?

РИК Я думаю, только в школьных занятиях. Я действительно не знаю ни одного другого места, где бы лень была характерна для меня.

ДЖИН Итак, к примеру, лень — это не то, что доставляет тебе проблемы в области баскетбола?

РИК (смеясь) Нет.

ДЖИН Ты вполне готов усердно трудиться и пытаться делать что-то лучше, вкладывать кучу времени, практики и всего прочего в баскетбол?

РИК Да.

ДЖИН Хорошо... А в чем разница? Что есть такого в баскетболе, что позволяет тебе не впускать в себя лень?

РИК Я люблю баскетбол. Я не люблю школу.

ДЖИН Итак, тебе трудно заниматься всем этим? Итак, лень как-то вылезает на сцену, когда появляется что-то, что ты не любишь делать? Были ли в твоей жизни времена или случаи, когда появлялось что-то, что ты не любил делать, но ты знал, что тебе надо это сделать, и лень не мешала тебе делать это?

РИК (пауза) Нет, ничего не могу припомнить. (пауза)

ДЖИН Хорошо... например, мне видится, что вроде иногда ты действительно выполнял какие-то домашние задания.

РИК Да.

ДЖИН Итак, ты мог бы сказать мне, что лень не имеет над тобой полной силы, что иногда ты можешь взять ситуацию под контроль и сделать что-то? Так? Или нет?

РИК (с мучительной интонацией) В общем, я не хочу заниматься домашними заданиями три-четыре часа каждый вечер. Как прошлым вечером, если бы я не сделал свою домашнюю работу, меня бы оставили после уроков. В общем, я делал домашнюю работу три с половиной часа! (пауза, потом тише) Все сделал. Я не хочу сидеть...

ДЖИН Итак, вчера вечером ты выполнил все свое домашнее задание?

РИК Да.

ДЖИН А теперь скажи, это было задание на один день или это была домашняя работа за несколько дней?

РИК Работа за несколько дней.

ДЖИН Хорошо. Получается, что три с половиной часа — это из-за того, что это домашние задания за несколько дней.

РИК Да. Это было бы около... мне понадобилось бы, просто для нормального задания на один день, может, часа два.

ДЖИН Так ты оцениваешь то время, которое тебе пришлось бы затрачивать ежедневно, если бы ты хотел постоянно справляться со всей своей домашней работой? Около двух часов?

РИК Ох, я бы сказал... ну, на самом деле это зависит. Зависит от того, чем мы занимаемся в классе на уроке.

ДЖИН Да. Но ты знаешь свои уроки, а я нет. Поэтому я пытаюсь хоть приблизительно понять...

РИК Если бы я хотел постоянно справляться каждый день?

ДЖИН Да.

РИК (пауза, потом долгий выдох) Вероятно, полтора часа. Два часа. Примерно столько.

ДЖИН Итак, мне видится, что если ты хочешь играть в баскетбол — и похоже, ты действительно хочешь играть в баскетбол — это должно означать... чтобы играть в баскетбол, ты намерен посвящать от полутора до двух часов домашнему заданию. Я правильно это понимаю?

РИК Ну.

ДЖИН А тебе не составит труда думать о нем, ну, как вроде о расширении баскетбольной практики, или как о том, что тебе следует сделать, чтобы иметь возможность играть в баскетбол? Это как-то поможет тебе сопротивляться лени?

РИК (колеблясь) Да-а-гм.

ДЖИН Я не могу... это было одно из тех “да”, когда я не уверен, говоришь ли ты это, потому что действительно веришь в это, либо идея вроде бы хорошая, но ты не хочешь меня разочаровывать.

(Эллисон улыбается и смеется.)

РИК Да нет. (смех) Ну... я верю в это... вроде бы.

ДЖИН Ты веришь в это, но ты не уверен, хотя ты и веришь в это, что ты сможешь запустить это в действие?

РИК Да.

(Мы пропускаем часть беседы и идем дальше. Рик рассказывал о специальной программе задержки после уроков, в которую его включили.)

ДЖИН Итак, мне представляется, что эта лень — за неимением лучшего слова — прямо сейчас, влияет на твою жизнь, то есть заставляет тебя участвовать в этой специальной программе. Верно?

РИК У-гу.

ДЖИН Как эта программа называется?

РИК Ресурс.

ДЖИН Что включает пребывание в Ресурсе?

РИК Ты должен выполнить всю домашнюю работу.

ДЖИН А если твоя домашняя работа не выполнена, тогда...

РИК За каждые три задания, которые ты не выполнил, тебя оставляют после уроков на 20 минут.

ДЖИН Итак, лень также и добивается того, чтобы тебя задерживали после уроков?

РИК Ну.

(Здесь мы снова пропускаем отрывок. Рик объяснил, что сейчас он отстает лишь на одно задание. Сейчас он находится в середине процесса объяснения того, насколько он отставал раньше. Его учитель выписал все его пропущенные задания на доске, и...)

РИК... эти пропущенные задания заняли пол-доски!

ДЖИН (смеясь) О-го!

РИК Это за то время, что я учился в этом классе.

ДЖИН Тогда ты действительно многое нагнал, если у тебя только одно...

РИК Мне не достает одного, и я попытаюсь сделать его сегодня вечером.

ДЖИН А как долго ты участвуешь в этой программе?

РИК (смотрит на Эллисон)

ЭЛЛИСОН Ты там вторую неделю. Верно?

РИК Да, я думаю я там дней десять или около того.

ЭЛЛИСОН Да, это вторая неделя.

ДЖИН О-го.

РИК На самом деле, мне не хочется говорить перед своей мамой, сколько я пропустил, но я пропустил 26 заданий!

ЭЛЛИСОН (глубоко вздыхая) О, Боже.

ДЖИН Ты понимаешь, какой это сюрприз для меня? Я имею в виду, я сидел здесь разговаривая с тобой, как... Понимаешь, ты убедил меня в том, что лень так прибрала тебя к рукам, что ты не можешь упорно работать. Однако, если я верно слышу тебя, то в добавок ко всем своим ежедневным заданиям, которые ты получаешь с того дня, как попал в программу, ты еще справился с 25-ю другими заданиями!

РИК У-гу.

ДЖИН Это правда?

РИК Ну.

ДЖИН Хорошо, ты можешь понять, что все это дает мне что-то вроде двух разных картинок про тебя?

РИК Одна из причин, по которой я сделал это, была в том, потому что за каждые три из тех заданий ты получаешь 20 минут после уроков, а заданий было 26, в общем, это около девяти раз... Это 210 минут заданий! Поэтому я выполнил их целую кучу, и мне понадобилось четыре дня, чтобы выполнить все. А потом, мне все же одного не достает, но мне придется выполнить его сегодня вечером.

ДЖИН Ну, и что ты думаешь? Ты думаешь, что сделаешь его сегодня вечером? Или ты думаешь, что на тебя навалится лень и помешает тебе сделать это?

РИК Я выполнял его по пути сюда, в машине.

ДЖИН Г-м... Ну и как, это тебя удивляет? Что ты был способен сделать так много за такое короткое время?

РИК (лукаво ухмыляясь) Да.

Это был единственный раз, когда я видел Рика. Во время консультации с Эллисон по другому поводу (шесть месяцев спустя) она сказала мне, что Рик все еще справляется со всей своей домашней работой и превращается в мощного нападающего в баскетбольной команде восьмого класса своей школы. *[Хотя мы не говорили об этом явно в то время, Эллисон позже сказала мне, что ожидания, сопровождавшие ее на ту терапевтическую встречу, не исключали возможности осуждения ее как матери. Допущение, что проблема была проблемой, а не Эллисон или ее родительская практика были проблемой, изменило историю Эллисон о себе как о родителе.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: