Из истории косторезного искусства

Искусство резьбы по кости развивалось на протяжении тысячелетий. Превосходный по своим эстетическим и технологическим качествам материал привлекал внимание мастеров с глубокой древности. Традиционно из кости изготавливались украшения, предметы быта, культовые принадлежности и многое другое. Резьба по кости является самым древним видом прикладного искусства. Первьre предметы быта на месте стоянок первобытных людей бьии найдены на рубеже V - IV веков до н.э. Украшения из кости в древности считались символом победы человека над суровой природой и служили доказательством его мужества, таланта охотника и кормильца семьи. Костяные изделия, от наконечников для стрел и охотничьих ножей до изысканных статуэток и украшений, до сих пор находят археологи от крайних северных районов до жарких стран.

Веками пролежавшие в земле гениальные творения неизвестных мастеров сегодня рассказывают о жизни и культуре кочующего народа - скифов. На местах их стоянок обнаружили изделия из рога и кости.

Но у каждого народа сложились свои неповторимые и самобытные способы изготовления и оформления украшений и предметов быта.

Кость - едва ли не самый первый материал, который стал использовать человек. Уже в находках времен палеолита встречается множество изделий из кости, как бытовых, так и декоративных. Из кости делали наконечники стрел и копий, ножи, иголки; зубы и слегка обработанные кости животных вешали на шею, как украшение. На кости гравировали изображения различных животны и сцены охоты. Кость, как декоративный материал нашла широкое применение в древней Греции и Риме, а особенно - в средневековой Европе, где из нее делали разнообразные предметы культа: ларцы с накладками на темы библейских сюжетов, кресты, дарохранительницы, иконы и проч. В эпоху Возрождения костью украшали предметы мебели, из нее делали всяческие безделушки, рукоятки оружия. В XVII-XVIII веках искусство резьбы и гравировки по кости было чрезвычайно популярно в Европе: кость использовали в ювелирном искусстве, при изготовлении светской и церковной утвари, костью даже инкрустировали приклады огнестрельного оружия.

Искусство художественной резьбы по кости в России также имеет глубокие традиции. Еще в XII веке прославился некий «резчик из руссов», исполнивший чернильницу, резьбу которой византийские авторы сравнивали с резьбой работы легендарного греческого мастера Дедала, родоначальника скульптуры вообще. Навыки резьбы по кости и орнаментальные узоры, ставшие впоследствии традиционными, вырабатывались постепенно.

Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры России. Искусство резьбы по кости особенно высоко было развито в древнем Новгороде. Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Вместе с новгородскими переселенцами мастерство художественной обработки кости пришло на Север, где обилие под рукой соответствующего материала способствовало процветанию этого искусства. Русский Север - один из древнейших центров косторезного искусства в стране.

Мастерство русских косторезов подтверждают сохранившиеся резные из кости панагии, иконки, кресты, отдельные бытовые предметы XIV-XVI вв. С XVI века через русский Север проходили торговые пути на Запад и Восток. Через Холмогоры и Архангельск англичане, голландцы, немцы и французы везли товары в Москву, по Волге переправлялись к берегам Персии. В XVIII-XIX вв. Холмогоры были одним из главных экономических центров Севера России, который вел торговлю как на внутреннем, так и на внешних рынках. Художественной резьбой по кости занимались холмогорские, сольвычегодские и великоустюжские мастера. Костяными изделиями русской работы восхищались многие иностранцы, приезжавшие в Московское государство в XVI-XVII вв. Отдельные сохранившиеся произведения сопоставимы по сложности композиции и тонкости работы с художественной резной костью московских и севера-русских мастеров XVI века.

В XVII веке искусство резьбы по кости на Севере заметно совершенствуется, свидетельством тому являются постоянные вызовы мастеров в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Самой прославленной была семья Шешениных, которые украшали узорчатой гладкой резьбой из травнык орнаментов различные бытовые предметы из кости - ларцы, гребни и др. Кроме того, они принимали участие в реставрации трона Ивана III, украшенного рельефными костяными пластинами, и выполненного в XV веке греческими мастерами. Часть этих костяных пластин со временем была утрачена, и Шешинины заново вырезали их. В XVII веке Москва была центром художественной культуры, где концентрировались лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей. Московская Оружейная палата являлась своеобразной школой, в которой приезжие мастера совершенствовали свои навыки, и откуда они привозили мастерство, возвращаясь на родину.

В XVII веке из кости делали гребни, ларцы, различные шкатулки, шахматы, посохи и другие предметы, необходимые в церковном и светском быту.

Для изделий из кости конца XVII - начала XVIII века наиболее характерны ларцы-теремки с откидными крышками, которые обычно украшались сквозной резьбой растительного характера, в которую вплетались архитектурные мотивы, вазы и даже человеческие фигурки. Фоном для резьбы служила цветная фольга или слюда с окрашенной в яркий тон бумажной подложкой.

Медные накладки-крепления, которые держали костяные накладки, использовались мастерами как декоративный элемент общей композиции. В богато декорированных костяных ларцах хранили драгоценности и предметы женского туалета. Мастера всегда старались учитывать особенности материала, а также гармонично сочетать декор с формой предмета, который он украшает.

В ХVП веке русские косторезы в своих изделиях достигли высочайшего уровня мастерства.

Косторезные промыслы России.

Прославленными столицами русского косторезного искусства знатоки и ценители считают Холмогоры и Уэлен, Тобольск и Якутск, где уже несколько веков создаются шедевры, не уступающие творениям мастеров древней Индии и Византии, античной Греции и средневековой Европы. Сегодня они не только воспоминания о былой славе, но и живое, яркое творчество мастеров, достойно наследующих блестящие традиции прошлого.

Холмогоры - древнейший из центров утонченного искусства резьбы по кости. Лучшие традиции древнерусского косторезного творчества были переняты и развиты холмогорскими мастерами.

Своим косторезным искусством, особенно - токарным мастерством, прославились петербургские мастера XVIП-XIX вв.; многие из петербургских мастеров были уроженцами Холмогор и других косторезных центров русского Севера, переселившихся навечно или временно работавших в столице.

После своей поездки на Север и в Европу Петр I необычайно увлекся резьбой по кости. Он реорганизовал этот вид прикладного искусства, улучшив условия для его развития. Сам он вырезал несколько вещей, в том числе табакерку.

Издавна кость в качестве поделочного материала использовали сибирские народы, которые делали из кости, главным образом, охотничьи и рыболовные принадлежности, художественной резьбой они стали заниматься гораздо позже. Яркая местная школа косторезного искусства образовалась в XIX веке в Сибири, куда традиции художественной резьбы по кости пришли вместе с мастерами-косторезами, переселившимися с русского Севера. В конце XIX века появились первые мастерские по художественной обработке кости в Тобольске, где резчики изготовляли мундштуки, курительные трубки, ящички, шкатулки и др.

Впервые люди пришли на Чукотку 20 – 25 тысяч лет назад и искусство резьбы и гравировки по кости возникло задолго до нашей эры. Все магико – религиозные представления жителей Крайнего Севера были связаны с морскими животными, так как от них зависела жизнь людей. В косторезном искусстве отразились эти духовные мотивы. Наконечники гарпунов, священные амулеты и просто игрушки и украшения были найдены археологами в захоронения первого тысячелетия до н. э. Эквенский могильник с предметами древнего косторезного искусства был найден близ села Уэлен – главного центра современного косторезного искусства с его знаменитой мастерской, которая была основана в 1931 году. Значит, резьба по кости одно из самых древних искусств на Земле, возраст которого никак не меньше двух тысяч лет.

Миниатюрная скульптура, торжественные кубки, драгоценные ларцы и ювелирные украшения российских косторезов всегда пленяли зрителей хитроумным мастерством, которое никогда, однако, не было для художников самоцелью. Человек, берущий в руки такое произведение, сразу ощущает его теплоту, одухотворенность, не холодную виртуозность, а обласканность вещи искусными руками мастера. Это сказывается в мягкой пластике и изысканности силуэта, в угаданности размера и красоте пропорций, в грациозном ритме травного или геометрического узора. Для российского резчика кость - всегда живой, трепетный материал.

Сосредоточенность, творческая озаренность пронизывают старинные ритуальные предметы из кости: кресты, образки и складни, дарохранительницы и дароносицы XVII века. «Мой труд - моя молитва» - мог бы сказать каждый из их создателей. Объемная, ажурная и рельефная резьба, изящная гравировка и многоцветная мозаика позволяют художникам выразить глубокое родство человека с окружающим миром, его флорой и фауной. Не поэтому ли так дороги нам табольский «оленек» и крохотная чукотская нерпа, украшенный кружевом трав холмогорский комодик или памятная шкатулочка из далекого Якутска.

Щедрая природа России одарила мастеров уникальным материалом. Это и пригодная для всех видов резьбы ископаемая мамонтовая кость, и не уступающий ей в красоте сказочный «рыбий зуб» - клык моржа, в обмен на который привозили в Россию и экзотическую слоновую кость. Но нашим умельцам достало мастерства, чтобы облагородить и обычную животную кость, мастерски соединить ее с драгоценной. Общие творческие принципы российских косторезов по-разному воплощались в каждом из знаменитых центров этого искусства. Здесь сказывались и особенности местоположения, и исторические события, социальные перемены, национальные особенности мастеров и уклада их жизни. У каждого из промыслов своя судьба, свои времена взлетов и падений. Неизменно лишь одно - век за веком в этих местах рождаются и вырастают художники, способные своим талантом и творческой волей победить безвременье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: