Имам ахли-Сунна Аш-Шафии

1. Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази

ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ: قَالَ لِي مُحَمَّدُ بْنُ الْحَسَنِ: أَيُّهُمَا أَعْلَمُ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟، يَعْنِي: مَالِكًا وَأَبَا حَنِيفَةَ. قُلْتُ: عَلَى الإِنْصَافِ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: فَأَنْشُدُكَ اللَّهَ، مَنْ أَعْلَمُ بِالْقُرْآنِ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: صَاحِبُكُمْ، يَعْنِي مَالِكًا. قُلْتُ: فَمَنْ أَعْلَمُ بِالسُّنَّةِ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: اللَّهُمَّ صَاحِبُكُمْ.
قُلْتُ: فَأَنْشُدُكَ اللَّهَ، مَنْ أَعْلَمُ بِأَقَاوِيلِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالْمُتَقَدِّمِينَ: صَاحِبُنَا أَوْ صَاحِبُكُمْ؟ قَالَ: صَاحِبُكُمْ. قَالَ الشَّافِعِيُّ: قُلْتُ: فَلَمْ يَبْقَ إِلا الْقِيَاسُ، وَالْقِيَاسُ لا يَكُونُ إِلا عَلَى هَذِهِ الأَشْيَاءِ، فَمَنْ لَمْ يَعْرِفِ الأُصُولَ عَلَى أَيِّ شَيْءٍ يِقِيسُ؟!.

«Рассказал нам Мухаммад Ибн Абдуллах Ибн Абдуль Хакам, что он слышал аш-Шафии как он сказал: «Сказал аш-Шафии: «Сказал мне Мухаммад ибн Хасан – кто более знающий – наш учитель или ваш?» то есть Абу Ханифа, или Малик. Я сказал: «По справедливости?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, кто из них больше знает Коране – наш учитель или ваш?» Мухаммад ибн Хасан сказал: «Ваш», то есть Малик. Я сказал: «А кто больше знает о Сунне, наш учитель или ваш?». Он сказал:»Ваш учитель». Я сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, кто же больше знает о словах сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и саляфов – наш учитель, или ваш?». Он сказал: «Ваш». Я сказал: «Тогда не осталось ничего кроме суждения по аналогии, а аналогия не проводится, кроме как опираясь на жти вещи. Так на что же будет опираться при проведении аналогии тот, кто не знает основы?!»

См. «Аль-Джарх уа ат-тадиль», предисловие, «Адаб аш-Шафии уа манакибуху», 1-120

2. Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази:

قُلْتُ: أَكَانَ عَاقِلا؟ قَالَ: لا. قُلْتُ: فَنَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَكَ يَعْنِي أَبَا حَنِيفَةَ، كَانَ جَاهِلا بِكِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: وَكَانَ جَاهِلا بِحَدِيثِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَجَاهِلا بِاخْتِلافِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟، قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: أَكَانَ عَاقِلا؟، قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: فَتَجْتَمِعُ فِي صَاحِبِنَا ثَلاثٌ لا تَصْلُحُ الْفُتْيَا إِلا بِهَا، وَيُخِلُّ وَاحِدَةً، وَيُخْطِئُ صَاحِبُكَ ثَلاثًا، وَيَكُونُ فِيهِ وَاحِدَةٌ، فَتَقُولَ: لا يَنْبَغِي لِصَاحِبِكُمْ أَنْ يَتَكَلَّمَ، وَلا لِصَاحِبِنَا أَنْ يَسْكُتَ؟!.

«Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Юнус ибн Абдуль А’ля, что он сказал: «Я слышал аш-Шафии, как он сказал: «Я упомянул однажды Мухаммаду ибн Хасану Малика и Абу Ханифу, и сказал мне Мухаммад ибн аль-Хасан: «Не следовало нашему учителю молчать» имея ввиду Абу Ханифу, «и вашему учителю говорить», имея ввиду Малика. Тогда я сказал: «Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь, что наш учитель, то есть Малик, был знающим о Книге Аллаха?» Он сказа: «Да». Я сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь, что наш учитель был знающим о хадисах Посланника Аллаха?» Он сказал: «Да». Я сказал: «И что он был знающим о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он сказал: «Да».

Я сказал: «А был Малик искусным в суждениях по разуму?» Тот сказал: «Нет». Тогда я сказал: «Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь что ваш учитель Абу Ханифа, был джахилем о Книге Аллаха, Свят Он и Велик?» Тот сказал: «Да». Я сказал: «И был джахилем о хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и также был джахилем о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Был ли он искусным в суждении по разуму?» Он сказал: «Да». Тогда я сказал: «Собрались в нашем учителе три качества, без которых невозможно давать фетву, и нет одного. И заблуждается ваш учитель в трех, и есть у него одно. И после этого ты говоришь, что не следует нашему учителю говорить, а вашему молчать?!»

Источник: «Адаб Аш-Шафии уа манакибух», 1-154, иснад достоверный как солнце в ясный день

3. Сказал имам Ибн Аби Хатим:

ثنا الرَّبِيعُ بْنُ سُلَيْمَانَ الْمُرَادِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ:» أَبُو حَنِيفَةَ يَضَعُ أَوَّلَ الْمَسْأَلَةِ خَطَأً، ثُمَّ يَقِيسُ الْكِتَابَ كُلَّهُ عَلَيْهَا «

«Рассказал мне ар-Рабии Ибн Сулейман аль-Муроди, сказал он: «Я слышал аш-Шафии, как он сказал: «Абу Ханифа ставит начало вопроса ошибочным образом, а затем проводит от него аналогию на весь раздел»

См. «Адаб Аш-Шафии уа манакибух», 1-129, иснад достоверный

4. Сказал имам Ибн Аби Хатим:

قَالَ: ثَنا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الْحَكَمِ، قَالَ: قَالَ لِي مُحَمَّدُ بْنُ إدْرِيسَ الشَّافِعِيُّ:» نَظَرْتُ فِي كُتُبٍ لأَصْحَابِ أَبِي حَنِيفَةَ، فَإِذَا فِيهَا مِائَةٌ وَثَلاثُونَ وَرَقَةً، فَعَدَدْتُ مِنْهَا ثَمَانِينَ وَرَقَةً، خِلافَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ «.

«Рассказал мне Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль Хакам, что сказал ему Мухаммад Ибн Идрис аш-Шафии: «Я посмотрел в книги последователей Абу Ханифы, и там было 130 листов, и я насчитал там 80 листов, которые противоречат Корану и Сунне»

См. «Адаб аш-Шафии уа манакибуху», 1-130, иснад достоверный

5. Сказал имам Ибн Аби Хатим:

ثنا أَحْمَدُ بْنُ سِنَانٍ الْوَاسِطِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ إِدْرِيسَ الشَّافِعِيَّ، يَقُولُ:» مَا أُشَبِّهُ رَأْيَ أَبِي حَنِيفَةَ إِلا بِخَيْطِ سَحَّارَةٍ، تَمُدُّهُ هَكَذَا فَيَجِيءُ أَصْفَرَ، وَتَمُدُّهُ هَكَذَا فَيَجِيءُ أَخْضَرَ

«Рассказал мне Ахмад ибн Синан аль-Уасыты, сказал он: «Я слышал Мухаммада Ибн Идриса аш-Шафии говорящим: «Я не могу сравнить суждения Абу Ханифы ни с чем, кроме как с ниткой колдуньи: протянет ее так вот, и она жёлтая, протянет по другому, и она зелёная»

См. «Адаб аш-Шафии уа манакибуху», 1-130, иснад достоверный

6. Сказал имам Ибн Аби Хатим:

ثنا أبي حدثنا أحمد بن أبي سريج قال سمعت الشافعي يقول: أنفقت على كتب محمد بن الحسن ستين ديناراً ثم تدبرتها فوضعت إلى جنب كل مسألة حديثاً. يعني رداً عليه.

«Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Ахмад Ибн Аби Сурейдж, что он слышал, как аш-Шафии сказал: «Я потратил на книги Мухаммада Ибн Хасана 60 динаров, затем поразмыслил над ними, и поставил напротив каждого рассматриваемого вопроса хадис». Сказал Ибн Аби Хатим: «То есть, опровергая его».

Источник: «Адаб аш-Шафии уа манакибух», 1-27, иснад достоверный

7. Сказал имам Ибн Аби Хатим:

قَالَ أَبِي: ثنا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الأَيْلِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ يَقُولُ:» ما أَعْلَمُ أَحَدًا وَضَعَ الْكُتُبَ أَدَلَّ عَلَى عَوَارِ قَوْلِهِ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ «.

«Сказал мой отец, что рассказал ему Харун ибн Саид аль-Айли, что он слышал как аш-Шафии сказал: «Я не знаю никого, кто составил бы книги, которые более бы указывали на пороки его мнений, чем Абу Ханифа»

См. «Адаб аш-Шафии уа манакибух», 1-130, иснад достоверный

ثنا أَبِي، ثنا يُونُسُ بْنُ عَبْدِ الأَعْلَى، قَالَ: سَمِعْتُ الشَّافِعِيَّ، يَقُولُ:» قُلْتُ لِمُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ يَوْمًا، وَذَكَرَ مَالِكًا وَأَبَا حَنِيفَةَ، فَقَالَ لِي مُحَمَّدُ بْنُ الْحَسَنِ: مَا كَانَ يَنْبَغِي لِصَاحِبِنَا أَنْ يَسْكُتَ يَعْنِي أَبَا حَنِيفَةَ، وَلا لِصَاحِبِكُمْ أَنْ يُفْتِيَ يُرِيدُ مَالِكًا، قُلْتُ: نَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَنَا يَعْنِي مَالِكًا كَانَ عَالِمًا بِكِتَابِ اللَّهِ؟ قَالَ: اللَّهُمَّ نَعَمْ «. قُلْتُ: فَنَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَنَا كَانَ عَالِمًا بِحَدِيثِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَ: اللَّهُمَّ نَعَمْ. قُلْتُ: وَكَانَ عَالِمًا بِاخْتِلافِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَ: نَعَمْ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: