Внутрисистемные связи: с общей педагогикой, общей возрастной психологией, с методикой развития речи, с методикой преподавания математики, с логопедической ритмикой.
Связь с общей педагогикой обусловлена тем что в логопедии используются общие дидактические принципы:
- Принцип научности – определяет знание логопеда, его профессиональный уровень и мастерство
- Принцип сознательность – логопед использует в коррекционной работе со школьным возрастом логопатов, когда дети осознанно понимают необходимость исправления речевого дефекта.
- Принцип систематичности – на его основе логопед определяет систему коррекционных занятий, их планирование во время недели, месяца, этапа, учебного года
- Принцип индивидуального подхода – основан на знании логопедом механизма и структуры речевого дефекта
- Возрастной принцип – обуславливает различные методики коррекционной работы, с учетом возраста логопата
- Принцип доступности – тесно связан с возрастным принципом, он определяет уровень речевого и неречевого материала доступности для понимания ребенка
- Принцип наглядности – речь самого логопеде как образца для подражания, его артикуляцию, манеру общения и поведение, а так же разнообразный наглядный материал: предметно-сюжетные картинки, схемы и муляжи артикуляционных звуков, красочные иллюстрации; текст сказок, буквари, книги для чтения, учебники, наглядно-настольные печатные игры, игрушки и т.д.
- Принцип последовательности в подаче материала, определяется этапами коррекционной работы
Логопедия связана с общей психологией, так как у детей с речевыми нарушениями необходимо развивать высшие психические функции
|
|
Логопедия связана с возрастной психологией, эта связь обусловлена тем что в процессе коррекционной работы логопед воспитывает положительные свойства личности логопатов и устраняет негативные: нежелание говорить, ипохондрические черты, повышенную раздражительность, плаксивость и т.д.
Связь с методикой развития речи, обусловлена тем, что в процессе занятий с детьми логопед не только исправляет речевые нарушения, но развивает речь как систему, то есть все пять подсистем:
- Фонетическую,
- Фонематическую,
- Лексическую,
- Грамматическую,
- Семантическую
Связь с методикой преподавания математики, обусловлена тем, что в процессе коррекционных занятий у детей формируются элементарные математические представления: понимание «один – много»; прямой счет до 5, прямой счет до 10 с опорой на наглядность.
Связь с логопедической ритмикой. Логопедическая ритмика является не специфическим терапевтическим средством воздействия на неречевые и речевые функции логопата. Логопедическая ритмика представляет собой синтез музыки, движения и слова. Включается в любую реабилитационную методику.