Подъёму и лабиализации (огубленности)

  • по подъёму - движение спинки языка к твёрдому нёбу.
  • огубленные гласные – губы вытянуты вперёд (О, У).
  • Остальные – неогубленные

Согласные: различаются по многим признакам:

1. по месту образования:

  • губно-губные (пп`бб`мм`)
  • губно-зубные (фф`вв`)
  • переднеязычные (тднлл`рр`шжщчт`д`н`cc`зз`ц)
  • среднеязычные (й)
  • заднеязычные (кк`гг`хх`)

2.по способу образования:

  • щелевые (фф`вв`сс`зз`шжщхх`)
  • смычно-взрывные (пп`бб`тт`дд`кк`гг`)
  • смычно-щелевые (сч)
  • смычно-проходные (мм`нн`лл`)
  • дрожащие (рр`)

3. по работе мягкого нёба различают носовые соноры (м м`н н`) и ротовые (л, л’,р, р’)

4. по наличию смягчённости. Выделяется 15 пар твёрдых и мягких согласных, кроме них всегда твёрдые «ц,ш,ж»,и всегда мягкие «й,ч,щ».

За мягкость согласных звуков отвечает средняя часть спинки языка (если она поднимается к твёрдому нёбу, то согласный звук смягчается).

5. звонкие и глухие согласные различаются по работе голосовых складок. Если связки разомкнуты и не вибрируют, то звук глухой. Если сомкнуты и вибрируют, то звук согласный, звонкий (б,д,з,ж,г).

Кроме глухих и звонких выделяются сонорные, в которых голоса больше чем шума(т.е. они звонче звонких согласных: носовые и ротовые (плавные) соноры).

Фонематическая система также структурируется и включает в себя:

· фонематический слух;

· фонематический анализ;

· фонематический синтез;

· фонематические представления.

Лексическая система включает в себя словарь существительных (номинативный); глагольный словарь и атрибутивный (прилагательных) словари.

В грамматическом строе речи выделяется 2 функции:

    1. словоизменения,

Первая формируется вместе с развитием речи, т.е. ребёнок словоформы заимствует из речи окружающих. Изменяет существительные и прилагательные по падежам, родам, числам; глаголов настоящего времени по лицам, числам и виду; изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

    1. словообразования.

Функция словообразования более сложная. Она формируется в возрасте от 4-8 лет. Существуют основные способы словообразования: 1.суфиксальный (дом-домик)

2.префиксальный

3.суфиксально-префиксальный (вода-наводнение).

Развитие семантической системы тесно связано с развитием лексики. Сначала ребёнок употребляет в своей речи обиходные слова, затем, к 5 годам обиходные слова (обобщающие); отвлечённые и абстрактные слова употребляет в школьном возрасте (эмоциональные реакции).

Все подсистемы языка тесно связанны между собой (например, фонетическая сторона речи, или звукопроизношение, связана с лексической и семантической подсистемой: значение слова изменяется:

  • в зависимости от изменения порядка звуков в слове: марка (почтовый знак) - рамка (обрамление)
  • в зависимости от места образования звука: б ок («б» - губно-губной) - с ок («с» - переднеязычный) - к ок («к» - заднеязычный)
  • в зависимости от способа образования согласного звука: зуб («з» - щелевой) - дуб («д» - смычный)
  • в зависимости от количества звуков в слове меняется семантика: Оля (3 звука - имя девочки) – Коля (4 звука -имя мальчика)
  • в зависимости от количества звуков в слове зависит его грамматическая форма: пишу(4 звука,1-ое лицо, наст. время), пишут(5 звуков,3 л., наст. время)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: