- по подъёму - движение спинки языка к твёрдому нёбу.
- огубленные гласные – губы вытянуты вперёд (О, У).
- Остальные – неогубленные
Согласные: различаются по многим признакам:
1. по месту образования:
- губно-губные (пп`бб`мм`)
- губно-зубные (фф`вв`)
- переднеязычные (тднлл`рр`шжщчт`д`н`cc`зз`ц)
- среднеязычные (й)
- заднеязычные (кк`гг`хх`)
2.по способу образования:
- щелевые (фф`вв`сс`зз`шжщхх`)
- смычно-взрывные (пп`бб`тт`дд`кк`гг`)
- смычно-щелевые (сч)
- смычно-проходные (мм`нн`лл`)
- дрожащие (рр`)
3. по работе мягкого нёба различают носовые соноры (м м`н н`) и ротовые (л, л’,р, р’)
4. по наличию смягчённости. Выделяется 15 пар твёрдых и мягких согласных, кроме них всегда твёрдые «ц,ш,ж»,и всегда мягкие «й,ч,щ».
За мягкость согласных звуков отвечает средняя часть спинки языка (если она поднимается к твёрдому нёбу, то согласный звук смягчается).
5. звонкие и глухие согласные различаются по работе голосовых складок. Если связки разомкнуты и не вибрируют, то звук глухой. Если сомкнуты и вибрируют, то звук согласный, звонкий (б,д,з,ж,г).
|
|
Кроме глухих и звонких выделяются сонорные, в которых голоса больше чем шума(т.е. они звонче звонких согласных: носовые и ротовые (плавные) соноры).
Фонематическая система также структурируется и включает в себя:
· фонематический слух;
· фонематический анализ;
· фонематический синтез;
· фонематические представления.
Лексическая система включает в себя словарь существительных (номинативный); глагольный словарь и атрибутивный (прилагательных) словари.
В грамматическом строе речи выделяется 2 функции:
- словоизменения,
Первая формируется вместе с развитием речи, т.е. ребёнок словоформы заимствует из речи окружающих. Изменяет существительные и прилагательные по падежам, родам, числам; глаголов настоящего времени по лицам, числам и виду; изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
- словообразования.
Функция словообразования более сложная. Она формируется в возрасте от 4-8 лет. Существуют основные способы словообразования: 1.суфиксальный (дом-домик)
2.префиксальный
3.суфиксально-префиксальный (вода-наводнение).
Развитие семантической системы тесно связано с развитием лексики. Сначала ребёнок употребляет в своей речи обиходные слова, затем, к 5 годам обиходные слова (обобщающие); отвлечённые и абстрактные слова употребляет в школьном возрасте (эмоциональные реакции).
Все подсистемы языка тесно связанны между собой (например, фонетическая сторона речи, или звукопроизношение, связана с лексической и семантической подсистемой: значение слова изменяется:
- в зависимости от изменения порядка звуков в слове: марка (почтовый знак) - рамка (обрамление)
- в зависимости от места образования звука: б ок («б» - губно-губной) - с ок («с» - переднеязычный) - к ок («к» - заднеязычный)
- в зависимости от способа образования согласного звука: зуб («з» - щелевой) - дуб («д» - смычный)
- в зависимости от количества звуков в слове меняется семантика: Оля (3 звука - имя девочки) – Коля (4 звука -имя мальчика)
- в зависимости от количества звуков в слове зависит его грамматическая форма: пишу(4 звука,1-ое лицо, наст. время), пишут(5 звуков,3 л., наст. время)
|
|