Синектика

Синектика, так же как и мозговая атака, предполагает коллективный поиск новых решений. Однако синектическая группа не является впервые (или случайно) собранной группой людей, что часто практикуется при проведении мозговой атаки, а представляет собой тщательно подготовленную группу, владеющую специальными методами психофизиологической активизации творческого процесса. По этой причине синектика вряд ли может найти широкое применение при работе со школьниками. Наиболее широко данный метод используется в настоящее время промышленными фирмами, которые вкладывают значительные средства в обучение и содержание синектических групп.

Создателем синектики является Уильям Гордон. В 1961 г. он выпустил в США книгу «Синектика: развитие творческого воображения». Гордон объясняет выбор греческого слова «синектика» для названия своего метода тем, что оно означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Целью разработки метода явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от мозгового штурма, является подход к процессу решения. В течение всего процесса работы синекторы стараются приблизиться к решению, но не выдвигают законченных идей, как это происходит во время мозгового штурма. Целостность, на их взгляд, противодействует дальнейшим изменениям. С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлению интуиции, к озарению.

Синектическая группа должна довести решение до уровня, позволяющего провести практическую реализацию идеи. Более того, синекторы обязаны принимать участие в работе на всех этапах практической реализации выдвинутых идей для поддержания себя в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Суть метода синектики заключается в следующем.

На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами»; к ним причисляют прямую, личную символическую аналогию. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры считают «неоперациональными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя последнее может оказать на их активизацию положительное влияние.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если творческая задача не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить ее на подпроблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: