Вопросы и задания

1. Назовите основные черты официально-делового стиля.

2. Перечислите выделяемые исследователями подстили офи-
циально-делового стиля и сферу их функционирования.

3. Назовите лексические, морфологические и синтаксические
особенности официально-делового стиля. Приведите примеры.





 

■..-,.


Лексические нормы22

Задание 1. Прочитайте словосочетания и исправьте случай нарушения правил лексической сочетаемости.

Предложить мероприятие, индивидуальный проект, форум специалистов, дешевые цены, аннулировать письмо, осуществлять функции.

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже словосочетания и исправьте случаи контаминации (смешения) компонентов сход- ных по смыслу выражений.

Играть значение, обеспечить потребности, оказать конку-1 ренцию, одержать успехи, ликвидировать штрафы.

Задание 3. Замените приведенные ниже глаголы устойчи-выми глагольно-именными словосочетаниями, характерными для официально-делового стиля.

Образец: дополнитьвнести дополнения.

Помочь, завершить, содействовать, изменить, проконтроли-ровать, поддержать, заявить, услужить, ошибиться, повлиять, разъ-яснить, воздействовать, доверить, перестроить.

При выполнении задания используйте следующие глаголы: осуществить, допустить, сделать, оказать, дать, внести.

Задание 4. Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже группы слов. Используя словари синонимов, объясните разницу в их употреблении в зависимости от:

1. оттенков значения; 2. сферы употребления (стилистиче-ские особенности); 3. происхождения (исконное — заимствованное); 4. вариативности - исторического изменения нормы (современное — устаревшее).

Использование каких слов характерно преимущественно для официально-делового стиля?

Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современной: русского литературного языка / Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.

1. Бюрократ, формалист, чиновник, чинуша.

2. Взаимный, обоюдный, двусторонний.

3. Владелец, обладатель, владетель, хозяин, собственник.


4 Возражать, противоречить, перечить, прекословить.

5. Выставлять, экспонировать.

6. Главный, основной, первостепенный, коренной, узловой,

стержневой.

7. Говорить, сообщать, заявлять, высказывать.

8. Господствовать, командовать, доминировать.

9. Данный, этот, настоящий.

10. Действенный, эффективный, результативный.

11. Действие, акт, деяние, поступок.

Задание 5. Подберите к данным словам широкого употреб-ления синонимы, относящиеся преимущественно к официально-деловой сфере.

Запрещенный, немедленный, решить, отсрочка, просить, преступление, указание, прошедший.

Слова для справок: отлагательство, предписание, правона­рушение, истекший, постановить, ходатайствовать, недозволенный, безотлагательный.

Задание 6. Проанализировав значения слов, представленные в толковых словарях, отредактируйте предложения, устранив слу­чаи плеоназмов и тавтологии.

1. Результатом встречи двух президентов стало определение перспектив на будущее. 2. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами. 3. За вы­полнение услуг, оговоренных в пункте 1, заказчик производит опла­ту согласно прейскуранту цен на день оказания услуг. 4. Срок про­ведения данного мероприятия ограничивается апрелем месяцем. 5. Металлургический комбинат объявил конкурс на замещение сво­бодных вакансий. 6. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 7. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 8. На совещании был зафиксирован полный кворум. 9. В процессе работы мы приобрели бесценный практический опыт строительства. 10. Было принято решение о выделении средств на развитие промышленной индустрии. 11. К документам нужно при­ложить свою автобиографию. 12. Принятые меры должны значи­тельно удешевить стоимость продукции.



Перспектива — виды, планы на будущее;

Прейскурант — справочник цен по видам и сортам товаров стоимости разного вида услуг и т.д.

Вакансия — незанятая, незамещенная должность, место.

Дефект — изъян, недостаток, недочет.

Период — промежуток, отрезок времени, в который что нибудь совершается.

Кворум — число членов собрания, достаточное для призна­ния собрания правомочным.

Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, на­выков, умений.

Индустрия — фабрично-заводская промышленность с ма­шинной техникой.

Автобиография — описание своей жизни.

Удешевить — сделать дешевле, снизить стоимость.

Задание 7. Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.

1. Стороны приняли решение заключить (военный, воин­ский) договор. 2. Несколько солдат самовольно покинули (военную воинскую) часть. 3. Сообщение этого студента на семинаре было (информативным, информационным). 4. На днях мы получили (ин-формативный, информационный) бюллетень. 5. При приеме на ра­боту у вас с собой должно быть (рекомендательное, рекомендован-ное) письмо. 6. В конце пособия приведен список (рекомендатель­ной, рекомендованной) литературы.

Задание 8. Объясните разницу в лексическом значении паронимов.

Архитекторский — архитектурный, гарантийный — гаран­тированный, демонстративный — демонстрационный, детализации

— детальность, информация — информированность, планирование

— планировка, практический — практичный, сорт — сортность, ос­
вещение — освещенность, мирный — мировой.

Задание 9. Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.

1. В этом районе ведется (типичное, типовое) строительство 2. Перед нами пример (типичного, типового) ученого, посвятившего


свою жизнь науке. 3. Кредиторы потребовали срочно (запла­тить, выплатить, оплатить) долги.

4 Кондуктор попросил пассажиров (заплатить, выплатить, оплатить) за проезд. 5. Нам необходимо (заплатить, выплатить, оп­латить) все квитанции по счету.

Задание 10. Составьте словосочетания с паронимами, по-добрав к ним нужные существительные. Всегда ли паронимы име­ют различия в сочетаемости?

Обосновать — основать, освоить — усвоить, представить — пре­доставить, выплатить — заплатить — оплатить, снискать — сыскать, сиг­нализировать — сигналить, надеть — одеть, покрыть—укрыть.

Задание 11. Составьте свои предложения с приведенными ниже паронимами.

Жилищный — жилой, информативность — информатизация, информация — информированность, националистический — нацио­нальный, недостаток — недостаточность, ограниченный — ограни­чительный, признание — признательность, становление — установ­ление, совершенство — совершенствование, требование — требова­тельность, экономический — экономичный — экономный, эффек­тивность — эффектность.

Задание 12. Сравните толкования паронимов, представленные в словаре. Составьте предложения, используя приведенные паронимы.

Тема — тематика.

Тема— 1.Предмет повествования, изображения, исследования; 2.Предмет разговора, беседы;

3.Основной мотив какого-либо музыкального произведе­ния или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития.

Тематика_— совокупность, круг тем.

Факт — фактор.

Факт — 1. Истинное, действительное событие, явление;

2. Обычно в составе сказуемого. Реальность, дейст-вительность, наличие чего-либо.

3. В значении утвердительной частицы. Прост. Вер-но, несомненно, действительно, конечно.



Фактор — Причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие характер и отдельные черты.

Задание 13. Подберите антонимы к данным словам.

Экспортировать, рентабельный, прибыль, производство, по ощрение, позитивный, подтверждение, пассивный, оптовый, опровержение, осуждение, обвинительный, купля, частный, отказ, ущерб, отклонять, сокращать.

Задание 14. Подберите к иностранным словам их русские эквиваленты

эквиваленты:

коррупционный экстренный ажиотаж девальвация бартер вексель инновация номенклатура продажный спрос обесценивание срочный товарообмен нововведение перечень наименований письменное долговое обязательство

Задание 15. Прочитайте и запомните толкования иностранных терминов.

Акцепт — обязательство плательщика оплатить в установ-ленный срок переводной вексель, выставленный на оплату счет.

Акциз — один из видов налога, представляющий не связан-ный с получением дохода продавцом косвенный налог на продаж-определенных товаров массового потребления.

Аудит — финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ре-визия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм акционерных обществ.

Биржа — форма регулярно функционирующего оптового рынка товаров массового производства, продающихся по стандарта (сортам), а иногда и по образцам, а также рынка ценных бумаг (aк-ций и облигаций) и иностранной валюты.

Брифинг — встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации.

Задание 15. Определите значения заимствованных слов подберите к ним русские синонимы. В случае затруднения обра-


щайтесь к словарям иностранных слов. Какие основные причины заимствования вы можете назвать?

Бутик, конверсия, контракт, коррупция, импорт, офис, скотч, таблоид, экспорт, бестселлер.

Морфологические нормы23

Задание 1. Образуйте множественное число существи­тельных:

Адрес, бухгалтер, ведомость, вексель, выговор, директор, до­говор, допуск, инженер, инспектор, инструктор, кабель, коллектор, корректор, мастер, нефтепромысел, номер.

Задание 2. Подберите к данным несклоняемым существи­тельным прилагательные.

Атташе (лицо, прикомандированное к дипломатической мис­сии), биеннале (международная выставка, кинофестиваль, которые проводятся один раз в два года), визави (стоящее или сидящее напро­тив лицо).

Задание 3. Определите род приведенных ниже существи­тельных. Уточните значение незнакомых слов по словарю.

Евро, жалюзи, инкассо, квипрокво, коммюнике, паблисити, порто-франко, пресс-бюро, профи, статус-кво, табу, факсимиле, фолио, эмбарго.

Задание 4. Определите род аббревиатур. Составьте пред­ложения с этими аббревиатурами в сочетании с глаголами в форме прошедшего времени:

1) аббревиатуры, оканчивающиеся на твердый согласный:
АЭС, ВАК, ВОЗ, ВТЭК, ГЭС, ЗАКС, ЕАСТ, ЕЭС, ЖЭК,

ЖКХ, ВЦИК, МИД, СНГ

2) аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный:

АО, ГАИ, ГОРФО, ГОЭЛРО, НАТО, РИО, СЕНТО, ТОО, ФИФА, ФО, ЮНЕСКО

23

Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного Русского литературного языка / Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.


 

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже существитель-ные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола. Составьте с ними предложения, используя сказуемые, выраженные формой прошедшего времени. Приведите аналогичные примеры.

Авиапассажир, адвокат, агент, бухгалтер, диктор, завмаг, имиджмейкер, инженер, нефтяник, премьер-министр, член-корреспондент, юрисконсульт.

Задание 5. Просклоняйте приведенные ниже сложносо-ставные слова.

Блок-подстанция, витрина-стенд, издание-люкс, книга-справочник, наряд-задание, план-схема, пресс-конференция, счет-фактура.

Задание 6. Разделите приведенные ниже сложносоставные слова на несколько групп: 1) со склоняемой второй частью; 2) со склоняемыми обеими частями; 3) несклоняемые.

Адмирал-инженер, бизнес-клуб, бизнес-ланч, бизнес-туризм, бизнес-центр, блок-пост, вагон-цистерна, вице-адмирал, генерал-майор, допинг-тест, журнал-ордер, инженер-производитель, инже-нер-экономист, интернет-кафе, интернет-салон, кафе-клуб, конгресс-центр, конференц-зал, купля-продажа, магазин-салон, план-карта прайс-лист, пресс-служба, приход-расход, член-корреспондент, экс­пресс-информация, экспресс-метод.

Задание 7. Образуйте от данных субстантивированных прилагательных и причастий мужского рода слова женского рода, обозначающие лиц женского пола. В каких случаях эти слова будут иметь разговорную окраску?

Безработный, командировочный, остро нуждающийся, от-ветственный, подсудимый, председательствующий, служащий, уполномоченный, управляющий, участковый.

Задание 8. Просклоняйте числительные.

2367 участников съезда, 432 предприятия, 954 килограмма, 76 пунктов договора, восемь целых тридцать девять сотых, одна ты- сяча девятьсот шестьдесят седьмой год, две тысячи девятый год.

Задание 9. Прочитайте данные слова и определите их сти­листическую окраску. Какой вариант в приведенной глагольной паре


явл яется нормативным, а какой имеет разговорную окраску? Назо­вите устаревшие глаголы.

Обусловливать — обуславливать; одолживать — одалжи-вать; присвоивать — присваивать; оспоривать — оспаривать; поды­тоживать — подытаживать; приспособливать — приспосабливать; приурочивать — приурачивать; растаможивать — растамаживать.

Синтаксические нормы24

Задание 1. Прочитайте предложения и исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

1. Наймодатель сдает нанимателю во временное пользование принадлежащее ему (ей) на праве общей (совместной) долевой соб­ственности или нанимателем которого он является на основании свидетельства о собственности жилое помещение. 2. Наниматель обязан по истечении срока действия настоящего договора передать наймодателю по акту в состоянии, соответствующему тому, которое значится в описи имущества, составленной в момент передачи ее наймодателем по настоящему Договору, но с учетом естественной амортизации квартиру. 3. Работодатель принимает на работу в соот­ветствии с условиями настоящего Договора, заключенного на неоп­ределенный срок на должность главного специалиста по программ­ному обеспечению Работника.

Задание 2. Устраните ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В случае необходимости замените дее­причастный оборот придаточным предложением.

1. Вкладывая средства в данную отрасль промышленности, ре­зультат будет гарантирован. 2. Проводя проверку подразделений органи­зации, были выявлены серьезные нарушения. 3. Привлекая определен­ные финансовые ресурсы, многие проблемы будут решены. 4. Ознако­мившись с вашим резюме, у меня возникли некоторые вопросы.

24

Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного Русского литературного языка/ Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.


Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением личных и безличных конструкций.

1. Отсутствие сотрудника на рабочем месте будет наказано штрафом. 2. Помимо высказанных директором замечаний, указыва-лось на недопустимость нарушения установленных законов. 3. Кроме докладов наших аспирантов, были заявлены и другие уч стники конференции. 4. За исключением некоторых сообщений, о тальные докладчики затронули интересные темы, вызвавшие непод- дельный интерес у аудитории.

Задание 4. Замените действительные конструкции страдательными, подчеркнув факт совершения действия.

1. Из-за нерентабельности предприятие ликвидировали. 2. Мы обязаны срочно подписать этот контракт. 3. Специалисты должны разработать план выхода из кризиса. 4. Руководство пред-приятия установило размер зарплаты и премии сотрудникам. 5. Наша организация учредила благотворительный фонд. 6. Все вы-рученные средства организаторы обязуются отправить в фонд па мощи детям-сиротам.

Задание 5. Закончите предложения, начинающиеся с данных деепричастных оборотов.

Составляя учредительные документы,...

Учитывая необходимость проведения реформ,...

Решая комплекс задач,...

Осознавая важность принимаемого нами решения,...

Резюмируя все вышесказанное,...

Подводя итоги нашей работы,...

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с неправильным ис-пользованием грамматических форм однородных членов предложения.

1. Руководство завода дало задание подтвердить и разобрать; ся в случаях злоупотреблений служебным положением. 2. Данной компании принадлежит право и приоритет на использование данной продукции. 3. Необходимо срочно собраться всем директорам и управляющим заводов. 4. Данный приказ касается начальников и заведующих отделов. 5. Выступавшие подтвердили и рассказали oб


этом факте. 6. Наша организация присутствовала и приняла участие на международной выставке.

Задание 7. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант согласования сказуемого с подлежащим.

1. В работе форума (приняло — приняли участие) 154 человека 2. Большинство (голосовало — голосовали) за принятие зако-2. Несколько пунктов договора (нуждается — нуждаются) в уточнении. 4. 35 сотрудников (было отправлено — были отправле­ны) на курсы повышения квалификации. 5. Рад вопросов (требует — требуют) безотлагательного решения.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с выбором непра­вильного варианта управления. Замените, в случае необходимости, слово синонимом с другим вариантом падежного управления.

1. Мы способны удовлетворить ваши запросы в периодиче­ских изданиях. 2. Недопустимо проявлять неосведомленность с дей­ствительным положением дел. 3. Наше предприятие сумеет обеспе­чить потребность населения в промышленных товарах. 4. Компания оплатила деньги за организацию корпоративного мероприятия.

Задание 9. Выберите правильный вариант управления.

Удовлетворять (требования, требованиям); заведующий (ка­федрой, кафедры); управляющий (отделом, отдела); начальник (от­делом, отдела); обеспечение (технической документации, докумен­тацией); отчет (о выполнении плана, в выполнении плана); отчи­таться (в работе, о работе, за работу).

Задание 10. Выберите из скобок правильный падежный во­прос. Почему, на ваш взгляд, зачастую происходит смешение форм падежного управления?

Нанести визит (кому? куда?); благодаря (чего? чему?); во­преки (кого? чего? чему?); запросить (что? о чем?).

Задание 11. Сформулируйте правильный падежный вопрос после каждого словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний.

Проявить осведомленность; окупить затраты; получить справ­ку; иметь влияние; принимать участие; удовлетворить потребность.






Задание 12. Устраните случаи избыточного использованы, отглагольных существительных в приведенных ниже предложениях. Сделайте стилистическую правку.

1. Рассмотрение претензии Петрова B.C. о несоблюдении компанией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления со-ответствующих документов. 2. Выявление случаев сбоев и наруше-ний в работе системы способствовало снижению затрат времени улучшению общих экономических показателей. 3. Хранение про-дукции, осуществляемое с нарушением установленных требований приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков возможной реализации. 4. Предоставление отдельной жилплощади Комаровой Т.Г. станет возможным только после получения судом соответствующего решения собрания и рассмотрения ее личного заявления о невозможности проживания по указанному адресу. 5. По причине существования протечек кровли и невозможности проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квар-тире по вине строительной организации мною не будет произво-диться оплата коммунальных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: