1. Назовите основные черты официально-делового стиля.
2. Перечислите выделяемые исследователями подстили офи-
циально-делового стиля и сферу их функционирования.
3. Назовите лексические, морфологические и синтаксические
особенности официально-делового стиля. Приведите примеры.
■..-,.
Лексические нормы22
Задание 1. Прочитайте словосочетания и исправьте случай нарушения правил лексической сочетаемости.
Предложить мероприятие, индивидуальный проект, форум специалистов, дешевые цены, аннулировать письмо, осуществлять функции.
Задание 2. Прочитайте приведенные ниже словосочетания и исправьте случаи контаминации (смешения) компонентов сход- ных по смыслу выражений.
Играть значение, обеспечить потребности, оказать конку-1 ренцию, одержать успехи, ликвидировать штрафы.
Задание 3. Замените приведенные ниже глаголы устойчи-выми глагольно-именными словосочетаниями, характерными для официально-делового стиля.
Образец: дополнить — внести дополнения.
|
|
Помочь, завершить, содействовать, изменить, проконтроли-ровать, поддержать, заявить, услужить, ошибиться, повлиять, разъ-яснить, воздействовать, доверить, перестроить.
При выполнении задания используйте следующие глаголы: осуществить, допустить, сделать, оказать, дать, внести.
Задание 4. Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже группы слов. Используя словари синонимов, объясните разницу в их употреблении в зависимости от:
1. оттенков значения; 2. сферы употребления (стилистиче-ские особенности); 3. происхождения (исконное — заимствованное); 4. вариативности - исторического изменения нормы (современное — устаревшее).
Использование каких слов характерно преимущественно для официально-делового стиля?
Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современной: русского литературного языка / Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004. |
1. Бюрократ, формалист, чиновник, чинуша.
2. Взаимный, обоюдный, двусторонний.
3. Владелец, обладатель, владетель, хозяин, собственник.
4 Возражать, противоречить, перечить, прекословить.
5. Выставлять, экспонировать.
6. Главный, основной, первостепенный, коренной, узловой,
стержневой.
7. Говорить, сообщать, заявлять, высказывать.
8. Господствовать, командовать, доминировать.
9. Данный, этот, настоящий.
10. Действенный, эффективный, результативный.
11. Действие, акт, деяние, поступок.
Задание 5. Подберите к данным словам широкого употреб-ления синонимы, относящиеся преимущественно к официально-деловой сфере.
Запрещенный, немедленный, решить, отсрочка, просить, преступление, указание, прошедший.
Слова для справок: отлагательство, предписание, правонарушение, истекший, постановить, ходатайствовать, недозволенный, безотлагательный.
|
|
Задание 6. Проанализировав значения слов, представленные в толковых словарях, отредактируйте предложения, устранив случаи плеоназмов и тавтологии.
1. Результатом встречи двух президентов стало определение перспектив на будущее. 2. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами. 3. За выполнение услуг, оговоренных в пункте 1, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг. 4. Срок проведения данного мероприятия ограничивается апрелем месяцем. 5. Металлургический комбинат объявил конкурс на замещение свободных вакансий. 6. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 7. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 8. На совещании был зафиксирован полный кворум. 9. В процессе работы мы приобрели бесценный практический опыт строительства. 10. Было принято решение о выделении средств на развитие промышленной индустрии. 11. К документам нужно приложить свою автобиографию. 12. Принятые меры должны значительно удешевить стоимость продукции.
Перспектива — виды, планы на будущее;
Прейскурант — справочник цен по видам и сортам товаров стоимости разного вида услуг и т.д.
Вакансия — незанятая, незамещенная должность, место.
Дефект — изъян, недостаток, недочет.
Период — промежуток, отрезок времени, в который что нибудь совершается.
Кворум — число членов собрания, достаточное для признания собрания правомочным.
Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений.
Индустрия — фабрично-заводская промышленность с машинной техникой.
Автобиография — описание своей жизни.
Удешевить — сделать дешевле, снизить стоимость.
Задание 7. Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.
1. Стороны приняли решение заключить (военный, воинский) договор. 2. Несколько солдат самовольно покинули (военную воинскую) часть. 3. Сообщение этого студента на семинаре было (информативным, информационным). 4. На днях мы получили (ин-формативный, информационный) бюллетень. 5. При приеме на работу у вас с собой должно быть (рекомендательное, рекомендован-ное) письмо. 6. В конце пособия приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
Задание 8. Объясните разницу в лексическом значении паронимов.
Архитекторский — архитектурный, гарантийный — гарантированный, демонстративный — демонстрационный, детализации
— детальность, информация — информированность, планирование
— планировка, практический — практичный, сорт — сортность, ос
вещение — освещенность, мирный — мировой.
Задание 9. Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.
1. В этом районе ведется (типичное, типовое) строительство 2. Перед нами пример (типичного, типового) ученого, посвятившего
свою жизнь науке. 3. Кредиторы потребовали срочно (заплатить, выплатить, оплатить) долги.
4 Кондуктор попросил пассажиров (заплатить, выплатить, оплатить) за проезд. 5. Нам необходимо (заплатить, выплатить, оплатить) все квитанции по счету.
Задание 10. Составьте словосочетания с паронимами, по-добрав к ним нужные существительные. Всегда ли паронимы имеют различия в сочетаемости?
Обосновать — основать, освоить — усвоить, представить — предоставить, выплатить — заплатить — оплатить, снискать — сыскать, сигнализировать — сигналить, надеть — одеть, покрыть—укрыть.
Задание 11. Составьте свои предложения с приведенными ниже паронимами.
Жилищный — жилой, информативность — информатизация, информация — информированность, националистический — национальный, недостаток — недостаточность, ограниченный — ограничительный, признание — признательность, становление — установление, совершенство — совершенствование, требование — требовательность, экономический — экономичный — экономный, эффективность — эффектность.
|
|
Задание 12. Сравните толкования паронимов, представленные в словаре. Составьте предложения, используя приведенные паронимы.
Тема — тематика.
Тема— 1.Предмет повествования, изображения, исследования; 2.Предмет разговора, беседы;
3.Основной мотив какого-либо музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития.
Тематика_— совокупность, круг тем.
Факт — фактор.
Факт — 1. Истинное, действительное событие, явление;
2. Обычно в составе сказуемого. Реальность, дейст-вительность, наличие чего-либо.
3. В значении утвердительной частицы. Прост. Вер-но, несомненно, действительно, конечно.
Фактор — Причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие характер и отдельные черты.
Задание 13. Подберите антонимы к данным словам.
Экспортировать, рентабельный, прибыль, производство, по ощрение, позитивный, подтверждение, пассивный, оптовый, опровержение, осуждение, обвинительный, купля, частный, отказ, ущерб, отклонять, сокращать.
Задание 14. Подберите к иностранным словам их русские эквиваленты
эквиваленты:
коррупционный экстренный ажиотаж девальвация бартер вексель инновация номенклатура | продажный спрос обесценивание срочный товарообмен нововведение перечень наименований письменное долговое обязательство |
Задание 15. Прочитайте и запомните толкования иностранных терминов.
Акцепт — обязательство плательщика оплатить в установ-ленный срок переводной вексель, выставленный на оплату счет.
Акциз — один из видов налога, представляющий не связан-ный с получением дохода продавцом косвенный налог на продаж-определенных товаров массового потребления.
Аудит — финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ре-визия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм акционерных обществ.
|
|
Биржа — форма регулярно функционирующего оптового рынка товаров массового производства, продающихся по стандарта (сортам), а иногда и по образцам, а также рынка ценных бумаг (aк-ций и облигаций) и иностранной валюты.
Брифинг — встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации.
Задание 15. Определите значения заимствованных слов подберите к ним русские синонимы. В случае затруднения обра-
щайтесь к словарям иностранных слов. Какие основные причины заимствования вы можете назвать?
Бутик, конверсия, контракт, коррупция, импорт, офис, скотч, таблоид, экспорт, бестселлер.
Морфологические нормы23
Задание 1. Образуйте множественное число существительных:
Адрес, бухгалтер, ведомость, вексель, выговор, директор, договор, допуск, инженер, инспектор, инструктор, кабель, коллектор, корректор, мастер, нефтепромысел, номер.
Задание 2. Подберите к данным несклоняемым существительным прилагательные.
Атташе (лицо, прикомандированное к дипломатической миссии), биеннале (международная выставка, кинофестиваль, которые проводятся один раз в два года), визави (стоящее или сидящее напротив лицо).
Задание 3. Определите род приведенных ниже существительных. Уточните значение незнакомых слов по словарю.
Евро, жалюзи, инкассо, квипрокво, коммюнике, паблисити, порто-франко, пресс-бюро, профи, статус-кво, табу, факсимиле, фолио, эмбарго.
Задание 4. Определите род аббревиатур. Составьте предложения с этими аббревиатурами в сочетании с глаголами в форме прошедшего времени:
1) аббревиатуры, оканчивающиеся на твердый согласный:
АЭС, ВАК, ВОЗ, ВТЭК, ГЭС, ЗАКС, ЕАСТ, ЕЭС, ЖЭК,
ЖКХ, ВЦИК, МИД, СНГ
2) аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный:
АО, ГАИ, ГОРФО, ГОЭЛРО, НАТО, РИО, СЕНТО, ТОО, ФИФА, ФО, ЮНЕСКО
23
Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного Русского литературного языка / Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.
Задание 4. Прочитайте приведенные ниже существитель-ные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола. Составьте с ними предложения, используя сказуемые, выраженные формой прошедшего времени. Приведите аналогичные примеры.
Авиапассажир, адвокат, агент, бухгалтер, диктор, завмаг, имиджмейкер, инженер, нефтяник, премьер-министр, член-корреспондент, юрисконсульт.
Задание 5. Просклоняйте приведенные ниже сложносо-ставные слова.
Блок-подстанция, витрина-стенд, издание-люкс, книга-справочник, наряд-задание, план-схема, пресс-конференция, счет-фактура.
Задание 6. Разделите приведенные ниже сложносоставные слова на несколько групп: 1) со склоняемой второй частью; 2) со склоняемыми обеими частями; 3) несклоняемые.
Адмирал-инженер, бизнес-клуб, бизнес-ланч, бизнес-туризм, бизнес-центр, блок-пост, вагон-цистерна, вице-адмирал, генерал-майор, допинг-тест, журнал-ордер, инженер-производитель, инже-нер-экономист, интернет-кафе, интернет-салон, кафе-клуб, конгресс-центр, конференц-зал, купля-продажа, магазин-салон, план-карта прайс-лист, пресс-служба, приход-расход, член-корреспондент, экспресс-информация, экспресс-метод.
Задание 7. Образуйте от данных субстантивированных прилагательных и причастий мужского рода слова женского рода, обозначающие лиц женского пола. В каких случаях эти слова будут иметь разговорную окраску?
Безработный, командировочный, остро нуждающийся, от-ветственный, подсудимый, председательствующий, служащий, уполномоченный, управляющий, участковый.
Задание 8. Просклоняйте числительные.
2367 участников съезда, 432 предприятия, 954 килограмма, 76 пунктов договора, восемь целых тридцать девять сотых, одна ты- сяча девятьсот шестьдесят седьмой год, две тысячи девятый год.
Задание 9. Прочитайте данные слова и определите их стилистическую окраску. Какой вариант в приведенной глагольной паре
явл яется нормативным, а какой имеет разговорную окраску? Назовите устаревшие глаголы.
Обусловливать — обуславливать; одолживать — одалжи-вать; присвоивать — присваивать; оспоривать — оспаривать; подытоживать — подытаживать; приспособливать — приспосабливать; приурочивать — приурачивать; растаможивать — растамаживать.
Синтаксические нормы24
Задание 1. Прочитайте предложения и исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.
1. Наймодатель сдает нанимателю во временное пользование принадлежащее ему (ей) на праве общей (совместной) долевой собственности или нанимателем которого он является на основании свидетельства о собственности жилое помещение. 2. Наниматель обязан по истечении срока действия настоящего договора передать наймодателю по акту в состоянии, соответствующему тому, которое значится в описи имущества, составленной в момент передачи ее наймодателем по настоящему Договору, но с учетом естественной амортизации квартиру. 3. Работодатель принимает на работу в соответствии с условиями настоящего Договора, заключенного на неопределенный срок на должность главного специалиста по программному обеспечению Работника.
Задание 2. Устраните ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В случае необходимости замените деепричастный оборот придаточным предложением.
1. Вкладывая средства в данную отрасль промышленности, результат будет гарантирован. 2. Проводя проверку подразделений организации, были выявлены серьезные нарушения. 3. Привлекая определенные финансовые ресурсы, многие проблемы будут решены. 4. Ознакомившись с вашим резюме, у меня возникли некоторые вопросы.
24
Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного Русского литературного языка/ Под ред. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением личных и безличных конструкций.
1. Отсутствие сотрудника на рабочем месте будет наказано штрафом. 2. Помимо высказанных директором замечаний, указыва-лось на недопустимость нарушения установленных законов. 3. Кроме докладов наших аспирантов, были заявлены и другие уч стники конференции. 4. За исключением некоторых сообщений, о тальные докладчики затронули интересные темы, вызвавшие непод- дельный интерес у аудитории.
Задание 4. Замените действительные конструкции страдательными, подчеркнув факт совершения действия.
1. Из-за нерентабельности предприятие ликвидировали. 2. Мы обязаны срочно подписать этот контракт. 3. Специалисты должны разработать план выхода из кризиса. 4. Руководство пред-приятия установило размер зарплаты и премии сотрудникам. 5. Наша организация учредила благотворительный фонд. 6. Все вы-рученные средства организаторы обязуются отправить в фонд па мощи детям-сиротам.
Задание 5. Закончите предложения, начинающиеся с данных деепричастных оборотов.
Составляя учредительные документы,...
Учитывая необходимость проведения реформ,...
Решая комплекс задач,...
Осознавая важность принимаемого нами решения,...
Резюмируя все вышесказанное,...
Подводя итоги нашей работы,...
Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с неправильным ис-пользованием грамматических форм однородных членов предложения.
1. Руководство завода дало задание подтвердить и разобрать; ся в случаях злоупотреблений служебным положением. 2. Данной компании принадлежит право и приоритет на использование данной продукции. 3. Необходимо срочно собраться всем директорам и управляющим заводов. 4. Данный приказ касается начальников и заведующих отделов. 5. Выступавшие подтвердили и рассказали oб
этом факте. 6. Наша организация присутствовала и приняла участие на международной выставке.
Задание 7. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант согласования сказуемого с подлежащим.
1. В работе форума (приняло — приняли участие) 154 человека 2. Большинство (голосовало — голосовали) за принятие зако-2. Несколько пунктов договора (нуждается — нуждаются) в уточнении. 4. 35 сотрудников (было отправлено — были отправлены) на курсы повышения квалификации. 5. Рад вопросов (требует — требуют) безотлагательного решения.
Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с выбором неправильного варианта управления. Замените, в случае необходимости, слово синонимом с другим вариантом падежного управления.
1. Мы способны удовлетворить ваши запросы в периодических изданиях. 2. Недопустимо проявлять неосведомленность с действительным положением дел. 3. Наше предприятие сумеет обеспечить потребность населения в промышленных товарах. 4. Компания оплатила деньги за организацию корпоративного мероприятия.
Задание 9. Выберите правильный вариант управления.
Удовлетворять (требования, требованиям); заведующий (кафедрой, кафедры); управляющий (отделом, отдела); начальник (отделом, отдела); обеспечение (технической документации, документацией); отчет (о выполнении плана, в выполнении плана); отчитаться (в работе, о работе, за работу).
Задание 10. Выберите из скобок правильный падежный вопрос. Почему, на ваш взгляд, зачастую происходит смешение форм падежного управления?
Нанести визит (кому? куда?); благодаря (чего? чему?); вопреки (кого? чего? чему?); запросить (что? о чем?).
Задание 11. Сформулируйте правильный падежный вопрос после каждого словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний.
Проявить осведомленность; окупить затраты; получить справку; иметь влияние; принимать участие; удовлетворить потребность.
Задание 12. Устраните случаи избыточного использованы, отглагольных существительных в приведенных ниже предложениях. Сделайте стилистическую правку.
1. Рассмотрение претензии Петрова B.C. о несоблюдении компанией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления со-ответствующих документов. 2. Выявление случаев сбоев и наруше-ний в работе системы способствовало снижению затрат времени улучшению общих экономических показателей. 3. Хранение про-дукции, осуществляемое с нарушением установленных требований приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков возможной реализации. 4. Предоставление отдельной жилплощади Комаровой Т.Г. станет возможным только после получения судом соответствующего решения собрания и рассмотрения ее личного заявления о невозможности проживания по указанному адресу. 5. По причине существования протечек кровли и невозможности проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квар-тире по вине строительной организации мною не будет произво-диться оплата коммунальных услуг.