11. Понятие риска чрезвычайной ситуации
Под риском понимают вероятность наступления неблагоприятных событий при выполнении технологического процесса или в сфере жизнедеятельности человека.
Абсолютный риск - число дополнительных случаев патологических эффектов, вызванных воздействием какого-либо фактора или их комбинации в пересчете единицы дозы и единицы времени на человека.
Абсолютный риск в самой элементарной форме характеризуется отношением пострадавших людей к численности популяции.
Относительный риск - отношение частоты неблагоприятных эффектов в популяции, подвергшейся воздействию вредного фактора, к частоте таких же эффектов при отсутствии действия фактора (в той же популяции). Под выражением “той же популяции” подразумевается подобие половой, возрастной, этнической и социальной структур.
Экологический риск - это возможность возникновения опасных явлений или негативных изменений в окружающей среде, которые обусловлены природными либо антропогенными факторами и приводят к неблагоприятным социально-экономическим последствиям в обществе.
|
|
12. Виды риска ЧС и анализ риска
13. Стратегия национальной безопасности. Методы обеспечения безопасности
Подписанной Президентом РФ Стратегией предусмотрено сосредоточение усилий и ресурсов на таких приоритетах устойчивого развития как:
Национальная оборона
Государственная и общественная безопасность
· повышение качества жизни россиян путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
· экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
· наука, технологии, образование, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
· развитие прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.
14. Приоритетные направления государственной политики и основы обеспечения безопасности в техносфере
Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий.
|
|
Реализация указанных задач будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации;
второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
15. Цель функционирования и задачи РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям при ЧС;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
· ликвидация ЧС;
· осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
16. Структура РСЧС. Режимы функционирования
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
· межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;
|
|
· региональный, территорию субъекта РФ;
· муниципальный, территорию муниципального образования;
· объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Координирующие органы:
· на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
· на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
· на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
· на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
17. Особенности функционирования территориальных и функциональных подсистем РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации.
|
|
Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень создаваемых ФОИВ функциональных подсистем РСЧС приведен в приложении 6.
18. Территориальная подсистема государственного управления безопасностью. Задачи органов исполнительной власти СРФ по обеспечению безопасности населения и территорий
на федеральном уровне,, - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);
на региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.
19. Безопасность и задачи местного значения. Органы управления. Ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований
Федеральный закон № 131-ФЗ, конкретизируя конституционную обязанность местного самоуправления по охране общественного порядка, в качестве вопросов местного значения поселений и городских округов указал создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. В качестве же вопроса местного значения муниципальных районов и городских округов предусмотрена организация охраны общественного порядка также силами муниципальной милиции, деятельность которой начнется после принятия и вступления в юридическую силу соответствующего федерального закона, определяющего порядок ее создания и функционирования.
1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
2) 2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (на территории городского округа – включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств).
3) 3) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений
20. Организация планирования действий в ЧС. Исходные данные
На первом (подготовительном) этапе начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС следует определиться, как и с помощью каких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Для этого в настоящем методическом пособии (приложения 2-6) приводятся необходимые методики.
На втором этапе – практической разработки документов плана – должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объектовой КЧС».
На третьем этапе – согласования и утверждения плана действий – документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.
21. Структура и содержание планов действий территориальной подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС
1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).
1.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об угрозе возникновения ЧС. Информирование населения в районе возможного возникновения ЧС.
1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС:
- приведение в готовность сил и средств РСЧС, имеющихся заглубленных помещений;
- подготовка к выдаче и выдача рабочим, служащим и остальному населению средств индивидуальной защиты;
- приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации (отселения) и приема населения;
- проведение мероприятий по медицинской защите населения;
- проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.
2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайных ситуаций).
2.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения о возникновении ЧС.
2.2. Развертывание и приведение в готовность сил и средств РСЧС, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.
2.3. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):
- укрытие в ЗС;
- обеспечение СИЗ;
- лечебно-эвакуационные мероприятия;
- эвакуация (отселение) населения.
3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР.
4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства РСЧС.
5. Управление мероприятиями территориальной подсистемы РСЧС:
- организация оповещения и информации органов управления, сил и средств РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;
- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
22. Задачи комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
23. Объекты системы жизнеобеспечения населения
под системами жизнеобеспечения населения понимаются объекты системы электроснабжения, системы газоснабжения, системы водоснабжения, системы теплоснабжения и системы водоотведения, расположенные на территории субъекта и используемые для предоставления коммунальных услуг населению и обеспечения объектов социальной инфраструктуры, включающие в том числе инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование в многоквартирных домах, а также иные объекты, перечень которых определяется Правительством субъекта.
24. Организация жизнеобеспечения населения в ЧС
При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
- определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.
Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:
- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;
- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;
- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;
- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;
- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.
В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.
Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
- определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.
При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:
- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.
25. Организация работы пунктов временного размещения