Святилище древнего человека

В российских источниках первое упоминание об удивительном памятнике природы и первобытной культуры было связано с тем, что в 1778 году, во время русско-турецкой войны, А.В.Суворов поставил здесь пост казаков для охраны почтового тракта. Позже на карте это место было обозначено, как Камень-Юнь-Таш, что означает в переводе с тюркского гора – сборный камень. Гора камней была хорошим ориентиром в степи Приазовья, к ней стягивались многие дороги. Название сборный камень связано, по-видимому, с тем, что здесь могло находиться место сбора татарских орд при их походах на Русь. В научной литературе о Каменной Могиле впервые в 1837 году сообщает русский академик П.И.Кёппен, который осмотрел в пещерах древние надписи. В 1890 году исследованием каменных пещер занимался профессор Петербургского университета Н.И.Веселовский. Важным моментом в истории изучения этого памятника древней культуры стали работы в 1938 году научной экспедиции под руководством Отто Бадера, когда были найдены и изучены пещеры с многообещающими петроглифами. Каменная Могила вызывала серьезный интерес также у зарубежных ученых, среди них известный шумеролог Арно Пебель, перебравшийся в тридцатые годы из США в Германию. Во время оккупации Украины фашистами, он приехал на Каменную Могилу и пробовал читать здесь шумерские тексты, поскольку немцы, пытаясь доказать превосходство нордической расы, считали эти тексты древним памятником ариев, к которым относили шумеров. После Великой Отечественной войны на Каменной Могиле успешно трудились ученик Отто Бадера В.Н.Даниленко и археолог Н.Я.Рудинский, которые нашли, что наскальные изображения содержат важные исторические сведения о жизни многих древних народов, населявших в далекие времена Приазовье. В наши дни эти исследования плодотворно продолжает Б.Д.Михайлов.

Каменная могила на реке Молочная – это геологический памятник природы. Он образовался из окаменевших песков далекого от нас по времени Сарматского моря третичной эпохи. Вероятно из песка, нанесенного к своему устью многоводной рекой. В последующие геологические времена песок превратился в монолитный песчаник. В конце ледникового периода этот огромный останец из песчаника оказался островом на пути бурных вод тающих льдов, протекающих в низине пра-реки нынешней Молочной. Могучие потоки воды размыли основание монолита, придав ему грибовидную форму. Имея ослабленное основание, монолит Каменной могилы постепенно раскололся на плиты, которые за длительное время сползли вниз по песку, образовав уникальную каменную гряду. Плиты песчаника легли не в хаотическом беспорядке. Кажется, что их кто-то сложил, но не совсем аккуратно. Многие из плит наклонены в ту или иную сторону, образуя многочисленные пещеры и гроты, пригодные для пребывания в них человека. Может быть такое строение горы и породило легенду о том, что когда-то богатырь Богур за провинность перед Аллахом должен был сложить на берегу реки Молочная большую гору. Чтобы быстрее закончить работу Богур схитрил и неровно и неплотно складывал огромные камни. Когда больше половины работы было уже сделано, богатырь, поднимая принесенную глыбу, неосторожно оступился и провалился в оставленную им щель между камнями. Там он застрял и умер от голода, и его кости доныне лежат под камнями. После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями. Ныне на Каменной Могиле пещеры, щели между плитами и подножье холма засыпаны светло-серым песком. Слух о том, что между камнями лежат кости поддерживается местными жителями, потому что в прошлом при добыче из холма камня для своих нужд селяне находили древние захоронения. А когда возле одной из пещер посчастливилось найти в песке несколько золотых монет, они занялись кладоискательством и даже взрывали порохом вход в пещеру. После того, как кто-то из них едва не погиб, власти пресекли эту затею. Но слухи о кладах доселе живы. Археологи при исследованиях пещер до сих пор находят древние захоронения.

Каменная Могила в наши дни возвышается над окружающей степью скальной грядой высотой с четырех- пятиэтажный дом. Это выразительное нагромождение каменных глыб производит на посетителей глубокое впечатление. Время и эрозия сделали из многих скал фигуры похожие на диковинных зверей. Посетители дали им свои названия, есть скала-ящерица, скала-дракон, скала-птица и другие. В хаотически разбросанных камнях некоторые энтузиасты пытаются прочесть картину звездного неба. Еще дальше идут приверженцы мистических учений, своим «духовным зрением» они усматривают золотое свечение, якобы столбом опускающееся на поверхность каменного холма.

Холм Каменной Могилы в древности для многих народов был культовым местом, где совершались ритуальные действия и приносились жертвы. Об этом напоминают встречающиеся на вершине и вблизи холма жертвенники в виде небольших площадок с гладкой поверхностью и стоком для крови жертв. Но некоторые считают, что это шлифовальные мастерские, где на твердом зернистом песчанике люди каменного века затачивали свои орудия труда.

В нынешнем виде Каменная Могила это только сохранившаяся часть прежнего более высокого и выразительного нагромождения каменных глыб. С трудом можно себе представить какой внушительной выглядела каменная гряда в глазах поклонявшихся ей древних людей. За прошедшие тысячелетия, после того как первожители сделали в пещерах свои рисунки, плиты осели, многие козырьки гротов и потолков пещер, на которых нанесены рисунки, разломились. Встречается так, что часть бывшего когда-то единым целым рисунка находится на сохранившемся участке карниза, а другая на отломившемся и упавшем вниз обломке козырька.

Ныне не вызывает сомнения, что пещеры Каменной Могилы многие тысячелетия были святилищем древних народов и не только Причерноморья. Внушающий трепет внешний вид Каменной Могилы, ее неотразимое влияние на души современников, позволяли ей играть роль мировой Горы – места, откуда, огражденный каменными глыбами, правит миром Великий Шунун (пер. А.Г.Кифишина). Поэтому сюда к жрецам за «табличками судеб» могли прибывать властители и люди дальних стран. Некоторые авторы, изучающие Каменную Могилу, находят, что взаимное расположение отдельных частей святилища и их ориентация на направление лучей солнца в дни равноденствия и летнего солнцестояния говорят, что они являются составными частями ритуала и культа солнечного бога. Вызывают интерес каменные плиты с надписями, которые лежат в песке на удалении более пятидесяти метров от основной гряды. Самопроизвольно естественным путем съехать туда они никак не могли. Полагают, что это части дольменов на бывшей территории святилища. В последующее время они упали надписями вниз и были присыпаны песком, что позволило надписям сохраниться до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: