Из истории Прикальмиусья

Кальмиус протекает в центральной части Приазовья, где оставили свои следы важнейшие события истории народов Евразии. Здесь, в самом сердце континента в Приазовье и Причерноморье обитали великие арии, диспуты о которых ведутся учеными до наших дней. Когда сообщество ариев распалось, они разошлись в разные стороны и разнесли свои язык и культуру, ставшие основой цивилизации последующих индоевропейских и других народов. Приазовье, как и Причерноморье, лежали на перекрестке путей Великого переселения народов, двигающихся со стороны востока и Средней Азии на запад, таких как скифы, гунны, а также с севера от Балтийского моря на юг, таких как готы. Некоторые из туристов, тех, кто участвовал в нашем походе по реке, увлекаются древней историей и многие знают о прошлом нашего Донецкого края. Находясь на берегах Кальмиуса, мы с интересом слушали рассказы наших историков-любителей о далеком историческом прошлом Прикальмиусья. Убедительность их повествованию придавали не только упоминание отца истории Геродота и других древнегреческих историков, но также и свидетели давних событий, возвышающиеся среди бескрайней степи древние гранитные останцы, нависшие над рекой и шум далеких речных перекатов.

Многие народы, столетиями населявшие Приазовье, оставили здесь следы своего пребывания в виде оборонительных валов, погребений, остатков стойбищ и предметов быта, которые сейчас нередко находят археологи в бассейне Кальмиуса. На грани тысячелетия до н.э. Приазовье населяли киммерийцы, а в шестом столетии до н.э. на эти земли с востока пришли скифы. Территория между Доном и Днепром принадлежала самому могучему и воинственному племени скифов царских, которые считали себя царями над другими скифами. По одной из исторических версий священная река скифов Геррос, где они захоронили золотые сокровища своих царей, это может быть наш Кальмиус.

Ныне, в нашем походе, взирая с возвышающейся над Кальмиусом скалы, на причудливую прибрежную гранитную гряду и расплывающиеся в далекой дымке холмистые степные дали, невольно думаешь, что эти скифские просторы сегодня выглядят почти так же как и тысячелетия тому назад. Вот здесь на излучине Кальмиуса возле нынешнего урочища Кирсаново, где сейчас закладывается новый заповедник, находится удобный спуск к воде для водопоя. Выше по реке сохранились старинные броды, где можно преодолеть реку на повозке и переправить стадо.

Если сосредоточенно посмотреть через магический кристалл времени в прошлое, воображение позволяет увидеть на этих местах скифов, кочующих весной вверх по реке. Путь кочевников проложен так, чтобы по дороге имелись места для водопоя стад. Речка Кальмиус это позволяет. Недалеко от реки видим стойбище скифов. Полукругом расположились крытые войлоком четырехколесные кибитки, их передвижные жилища. Среди них выделяется более крупная трехосная, покрытая кожами кибитка вождя рода.

У кибиток занимаются своими делами взрослые и дети. В больших круглых котлах варится мясо. Такой котел из литой бронзы с тремя ножками в виде лап хищного зверя, можно увидеть сейчас в музее. В кожаных мехах оберегается заквашенное специальным способом молоко кобылиц. Древнегреческий историк сообщает, что доить кобылиц был удел рабов, которым не дозволялось молоко пробовать.

Из кибитки вождя вышла молодая женщина, на ней поблескивают на солнце золотые ожерелье, бусы и серьги, на руке фигурный золотой браслет-оберег. Она бережно сняла свой головной убор, украшенный золотыми пластинками, на самой крупной из которых изображение змееногой женщины-богини. Перед бронзовым зеркалом женщина расчесывает свои волосы удивительной красоты золотым гребнем. Подобный золотой гребень с художественным орнаментом в зверином стиле и другие скифские украшения сейчас вызывают восхищение посетителей в Ленинградском Эрмитаже. Скифы любили золото и искусно изготавливали золотые украшения в своеобразном зверином стиле, в котором звери изображались в полусказочной форме в движении и борьбе. Мужчины одеты в куртки, по длине опускающиеся ниже пояса, так, чтобы удобно было ездить верхом, широкие брюки заправляли в перехваченные ремешком мягкие сапожки. Мужчины тоже не чуждались украшений. Украшено золотом оружие: ножны, рукоять меча, колчан для стрел и одежда. Непременный атрибут скифа – кружка для питья, закрепленная на конце пояса, она бронзовая у простых и золотая у родовитых скифов.

Дальше через магический кристалл видим пасущиеся в степи табуны коней и стада комолых коров, быков, а также овец и коз. Удивленные отсутствием у быков рогов, древнегреческие историки писали, что у скота скифов из-за больших зимних холодов рога не растут. Комолые породы скота сохранились до наших дней и успешно используются в нашем животноводстве. Низкорослые лохмоногие скифские кони были хорошо приспособлены для суровой жизни в степи. Они умели добывать себе корм зимой, а плотный волосяной покров снизу предохранял их от замерзания.

Мы описали кочевую скифскую стоянку богатого рода. Кочевой образ жизни вели лишь те, у кого было много скота и достаточно рабов. Обедневшие кочевники вынуждены были переходить на оседлое скотоводство и земледелие. Свои постоянные стойбища они ставили в речных долинах или уходили в лесостепную зону, так на севере Скифии (нынешняя Слобожанщина) образовалась территория скифов-пахарей, которые вошли впоследствии в сообщество племен праславян. Благодаря такому своеобразному разделению труда Скифия могла поставлять большое количество продуктов животноводства и хлеба в другие страны.

Основное вооружение скифского воина составляли лук со стрелами и короткий обоюдоострый меч – акинак. Защищали воина бронзовый шлем и круглый щит. Стрела, выпущенная из скифского лука, летела дальше, чем у большинства их противников. Натянутый тугой лук высоко ценился среди воинов. Ведь мифический Скиф, сын Геракла и змееногой Царицы Степи, стал царем и родоначальником скифского народа потому, что смог натянуть тетиву лука Геракла. Силу скифских лучников особенно почувствовало на себе войско персидского царя Дария, вторгнувшегося в Скифию в 514 г. до н.э. Скифская конница в сражениях сближалась с врагом на дистанцию полета своей стрелы, обстреливала врага, нанося ему урон, и уходила, оставаясь неуязвимой для противника. Персидское войско было вынуждено с позором покинуть Скифию. Скифы были воинственным народом и с целью обогащения совершали даже дальние походы в Переднюю Азию и Месопотамию, они воевали также на Дунае с отцом Александра Македонского, где в 339 г. до н.э. потерпел поражение скифский царь Атей.

Проходили века и на скифских просторах сменяли друг друга разные народы. После скифов здесь распространились сарматские племена языгов, роксоланов, аланов, за ними прошли многие степные народы: печенеги, хазары, половцы и другие. Аланы говорили на скифском наречии. Этот язык отчасти сохранился на Северном Кавказе в Алании у осетин. Я жил и учился во Владикавказе, но даже не подозревал, что мои друзья-осетины разговаривают почти так, как древние скифы.

В более поздние времена Приазовье и берега Кальмиуса осваивали запорожские казаки, считавшие себя преемниками легендарных скифов. В своем документе запорожцы писали о славных победах, в том числе и над могущественной Византией, своих, как они называли, «скифо-славянских вождей», к которым они относили также киевских князей Олега, Владимира и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: