Познавательные процессы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел II.

Познавательные процессы

Учебное пособие

Тюмень 2007


Морева Г.И. Общая психология. Познавательные процессы: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – 710 с.

Учебное пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология». В пособии представлены все материалы, необходимые студенту для изучения курса. Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы для обсуждения, материалы для практического изучения, дополнительные материалы, глоссарий, а также вопросы для самопроверки.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 030301 «Психология» (в том числе заочной с применением дистанционных технологий).

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: О.М. Чикова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института педагогики, психологии и управления

Е.Л.Доценко,

доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Тюменского государственного университета

© Тюменский государственный университет, 2007

© Институт дистанционного образования ТюмГУ, 2007

© Издательство Тюменского государственного университета, 2007

© Г.И. Морева, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 12

Пояснительная записка. 12

Содержание дисциплины.. 14

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.. 25

Календарно-тематический план работы.. 25

Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы.. 30

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 43

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 43

1.1. Познавательная деятельность и ее характеристики. 43

1.2. Проблема выделения познавательных процессов. 49

1.3. Проблема генезиса познавательных процессов. 53

1.4. Схематический анализ понятийного состава классических психологических концепций 56

Резюме. 71

Вопросы и задания для самопроверки. 71

ГЛАВА 2. ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 73

2.1. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Понятие об ощущении. 73

2.2. Общие свойства и закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. 77

2.3. Классификация ощущений. 84

Резюме. 93

Вопросы и задания для самопроверки. 93

ГЛАВА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ.. 98

3.1. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. 99

3.2. Основные характеристики восприятия. Феномены восприятия. 104

3.3. Нейрофизиологические основы восприятия. 117

3.4. Виды восприятия. 119

Резюме. 131

Вопросы и задания для самопроверки. 131

ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 133

4.1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние. 134

4.2. Свойства внимания. 137

4.3. Виды внимания. 142

4.4. Физиологические механизмы внимания. 144

4.5. Теоретические модели внимания. 148

4.6. Развитие внимания. 157

Резюме. 158

Вопросы и задания для самопроверки. 159

ГЛАВА 5. ПАМЯТЬ: ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ, ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.. 160

5.1. Сущность памяти и ее основные функции. 161

5.2. Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов 165

5.3. Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти. 168

5.4. Законы, явления и эффекты процессов памяти. 171

5.5. Нарушения процессов памяти. 175

5.6. Представления о памяти в научных теориях. 177

Резюме. 181

Вопросы и задания для самопроверки. 181

ГЛАВА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 189

6.1. Понятие о мышлении. Мышление как высший познавательный процесс. 190

6.2. Основные фазы мыслительного процесса. 194

6.3. Основные мыслительные операции. 206

6.4. Формы мышления. 214

6.5. Виды мышления. 217

6.6. Развитие мышления в онтогенезе. 222

6.7. Нарушения процесса мышления. 225

6.8. Теоретические и эмпирические подходы к изучению мышления. 228

6. 9. Способы активизации мышления (Р.М.Грановская) 238

Резюме. 255

Вопросы и задания для самопроверки. 256

ГЛАВА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. 260

7.1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи. 260

7.2. Речь и мышление, их генетические корни. 266

7.3. Теории развития речи. 267

7.4. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова. 270

Резюме. 276

Вопросы и задания для самопроверки. 277

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.. 279

8.1. Природа и функции воображения как познавательного процесса. Своеобразие образов воображения 281

8.2. Виды воображения. 289

8.3. Приемы создания образов воображения. 293

8.4. Индивидуальные различия и развитие воображения. 298

Резюме. 301

Вопросы и задания для самопроверки. 302

ГЛАВА 9. Познание природы – путь к выживанию цивилизации. 306

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 316

ПРАКТИКУМ... 317

Тема: Изучение закономерностей ощущений и восприятия. 317

Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти». 324

Тема: «Изучение особенностей внимания». 343

Тема: «Исследование особенностей мыслительной деятельности и речи». 347

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 358

Тесты для самоконтроля. 358

Ключи к тестам для самоконтроля. 370

Задания для контрольных работ. 371

Экзаменационные вопросы.. 376

ГЛОССАРИЙ.. 380

ХРЕСТОМАТИЯ.. 396

А.Н. Леонтьев Образ мира. 396

Ф.Х. Оллпорт. Феномены восприятия*. 409

Ч. Осгуд. Значение термина восприятие*. 421

Л.М. Веккер. Психические процессы. Введение. 425

У. Джемс. Внимание. 432

Э.Б. Титченер. Внимание. 452

С.Л. Рубинштейн. Основные свойства внимания. 464

Ж. Годфруа. Мышление и речь. 479

А.Н. Леонтьев. Развитие высших форм запоминания. 481

Д. Норман. [Схемы] 499

Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление. 511

Ч. Осгуд. Точка зрения гештальттеории *. 516

Д. Креч, Р. Кречфилд, Н. Ливсон. Факторы, определяющие решение задач. 529

Г. Эббингауз.Смена душевных образований (1) 539

А.А. Смирнов.Произвольное и непроизвольное запоминание. 561

Т. Рибо. Психология внимания. 589

Т. Рибо. Анализ воображения. Эмоциональный фактор. 642

Л.М. Веккер. Пространственно-временная структура ощущений. 649

Т. Рибо. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. 656

Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. 663

К. Гольдштей. Абстрактное и конкретное поведение. 678

Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи. 682

Л.С. Выготский, Л.С. Cахаров. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции 692

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 708


ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел «Познавательные процессы» является одним из центральных в курсе «Общая психология». Познание – основная функция психики, определяющая развитие многих психических функций (эмоционально-волевые характеристики, отношение к действительности, характер деятельности и др.)

В данной курсе ставится цепь: на основе всестороннего рассмот­рения сущности и важнейших характеристик познавательных пси­хических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти и воображения) обеспечить прочное овладение ими и способность к анализу реальной действительности.

В самом начале следует уточнить, что указанных процессов призваны выявить их вторичность, зависимость от рефлекторной, отражательной функции мозга. Ощущения, мысли — суть продук­ты человеческого мозга, образующиеся в познавательной деятельности личности.

Производный, вторичный характер чувственных и логических образов обнаруживается в том, что они суть отражения объектив­ной реальности; их содержание определяется не внутренним ми­ром субъекта, его желаниями и целями, а свойствами, связями и отношениями самого предметного мира.

Несостоятельными следует считать утверждения, будто в на­ших ощущениях и восприятиях даны состояния и свойства самих органов чувств, что они — не более как символы, условные обозна­чения. Истина же в том, что чувственные образы, понятия и мысли отражают свойства объективного мира, являются его копиями, снимками, образами, а не условными знаками; они совпадают с самими вещами, явлениями и процессами действительности во всех отношениях, кроме одного: вещи — материальны, а их образы в нашем сознании — идеальны.

Важно при этом иметь в виду, что совпадение образов вещей и самих вещей, т. е. адекватность их отражения, обусловлено естественно-историческим процессом эволюции отражательной способно­сти нервной системы, органов чувств. Именно эта эволюция обеспе­чила системе анализаторов способность давать объективную, в ос­новном адекватную информацию о свойствах внешнего мира и тем самым определила возможность его познания и преобразования в интересах человека. Даже в тех случаях, когда явление непосред­ственно не воспринимается нашими органами чувств или отража­ется неполно и даже неадекватно (иллюзии восприятия, напри­мер), человек в состоянии правильно познать это явление, устра­нить возможные искажения.

Следует обратить внимание на то, что наши ощущения, мысли и другие познавательные психические процессы не обладают свой­ствами материальности, вещественности. Поэтому совершенно ли­шены научных оснований любые попытки отрицать идеальность психического, сводить его к материальному, либо отождествлять мыслительную деятельность человека с работой «думающих» ЭВМ и т. п.

Мысль идеальна — в этом ее важнейшее качество, позволяющее сознанию эффективно выполнять свою важнейшую функцию — «мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность от­давать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире» (философский словарь).

Мысли человека, материализуясь и опредмечиваясь в языке, продуктах вещественной деятельности, становятся достоянием все­го человечества, накапливаются и функционируют в виде опыта, знаний, умений, передающихся от поколения к поколению, оказы­вая тем самым активное влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Хотя мыслящий человек не только познает, но и «творит», преобразует внешний мир, но при этом он неминуемо подчиняет свою предмет­ную деятельность познанной объективной необходимости и законо­мерности, а не субъективному произволу.

Приступая к анализу методологических характеристик отдель­ных познавательных процессов, важно уяснить не только особен­ности каждого из них, но главное то, как они взаимосвязаны друг с другом, каковы их место и роль в жизнедеятельности отдельного человека, группы, коллектива, общества в целом.

Что касается восприятия, то здесь важно не только отметить ого отличие от ощущения, но и показать их общую природу как субъективных образов объективного мира, активных регуляторов целесообразной деятельности человека. Рекомендуется также про­вести сопоставительный анализ физиологических механизмов вос­приятий и ощущений. Изучая процессы восприятия, нельзя упу­стить вопросы об иллюзиях восприятия, их природе и познаватель­ной ценности, о развитии наблюдательности психологов, об осо­бенностях восприятия человека человеком и их влиянии на куль­туру общения людей.

В психической жизни человека памяти принадлежит особое место. Память – процесс, позволяющий организовать нашу жизнедеятельность. На основе памяти осуществляются такие психические процессы, как представление, мышление, воображение и творчество. Вот по­чему в центре внимания должно быть овладе­ние закономерностями процессов памяти, глубокие знания и уме­ния развивать мнемические свойства личности, органи­зовывать заучивание, использование логических приемов запоми­нания и т. п.

Серьезное внимание должно быть уделено представлениям, ко­торые хотя и являются чувственными образами предметов и явле­ний, тем не менее, несут на себе черты некоторой обобщенности, выделения и закрепления в памяти наиболее характерных нагляд­ных особенностей, свойственных целому классу сходных объектов. По степени обобщенности различают единичные, особенные и об­щие представления. Сравнивая образы представлений и восприя­тий, нельзя не заметить, что первые поднимаются над непосредст­венной данностью единичных предметов и приближаются к поня­тиям. Ценность представления состоит в том, что его образы могут относиться не только к настоящему, но и к прошлому и будущему, что тесно связывает его с абстрактным мышлением. Именно через общие представления осуществляется качественный переход по­знавательных процессов от живого созерцания (ощущения, вос­приятия) к мышлению (понятия, суждения), т. е. к высшей форме опосредствованного и обобщенного отражения действительности.

Приступая к изучению мышления, требуется видеть в нем ес­тественный продукт становления и развития человеческого обще­ства, то, что оно носит общественно-исторический характер и за­ключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщен­ном познании субъектом существенных связей и отношений пред­метов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнози­ровании событий и действий.

Возникая на основе общественной практической деятельности, мышление в свою очередь обусловливает сознательную деятель­ность каждого индивида, аккумулируя не только собственный опыт, но также опыт и знания всего человечества, накопленные на протяжении всей истории общества и закрепленные в его духовной и материальной культуре, словарном запасе языка и т. п.

Особенностью мышления является то, что оно имеет понятий­ный характер.

Особенно важно формировать у школьников способность творческого воображения, с помощью которого сознание способно выйти за пределы действительности во времени и в пространстве, создавать образы далекого прошлого и будущего, образы того, что есть и чего нет, но может быть, и даже того, чего нет и быть не может. Воображение опережает явления и процессы реальной действительности. Однако это не означает, что оно — результат чистого вымысла. Напротив, воображение причинно обусловлено активностью коры головного мозга, его способностью перегруппировки имеющихся в памяти представлений и образования на этой основе новых ассоциаций и новых образов действительности. Воображение лежит в основе творчества как высшего уровня познания, оно объединяет в единое целое познавательную, эмоциональную и волевую сферы сознания, обеспечивая тем самым высокую эффективность всех форм человеческой деятельности.

Завершая изучение дайной темы, надо обратиться к выявле­нию связи рассмотренных психических познавательных процессов с такими важнейшими содержательными и структурными компо­нентами психики, как слово и речь. Особенно тесная взаимосвязь существует между мышлением и речью. «Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, он осуществляет речевую деятельность» (Спиркин А.Г.). При этом язык рассматривается как объективное явление жизни людей, исторически сложившаяся система знаков, служащих орудием мышления. С помощью языка осуществляется познание, хранение, переработка и передача информации, объективация идеального, а также управление челове­ческим поведением. Возникнув в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, язык стал мощным средством развития человека и общества. Благодаря ему осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Язык находится в сложном единстве с речью, что нередко служит причиной их ошибочного отождествления. В отличие от языка речь — явление психическое, она носит сугубо индивидуализированный и личностный характер. Речь определяют как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка, по правилам и законам данного языка. Иными словами, речь — это язык, функционирующий в конкретных актах общения. Если язык — средство общения, то речевое действие — это сам процесс вербального общения, один из видов коммуникативной деятельности обмена мыслями между людьми. Но с помощью речи мысли не только формулируются, высказываются, но и формиру­ются, создаются, возникают.

Разделение познавательных процессов на ощущения, восприятие, память, мышление и т.п. – есть необходимость, определяющая невозможность изучения целого без анализа этого целого. Целое – познавательная деятельность, а познавательные процессы – ее составные. В любой науке, чтобы изучить явление, его надо разложить на составные части.

Однако, несмотря на внешнее разделение познания на отдельные познавательные процессы, следует отметить, что все они осуществляются в тесной взаимосвязи. В жизни все познавательные процессы сливаются в единый поток психической жизни, где все в друг друга переливаются, друг от друга зависят.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: