Задание 8
Цель задания. Изучение скорости образования и характера появляющихся ассоциаций методом предъявления ряда слов.
Необходимый материал и оборудование. Секундомер, список слов.
Ход выполнения задания. В первой части задания экспериментатор зачитывает испытуемому слова. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявленное слово любым другим, пришедшим ему в голову. Протоколист, имея на бланке перечень предлагаемых слов и пользуясь секундомером, фиксирует время, затраченное на ответную реакцию, и ответ испытуемого. Испытуемому предъявляется 20—25 слов.
Во второй части задания испытуемому предлагаются другие слова, на которые он должен отвечать не произвольно, а соблюдая определенные условия. Например, можно предложить отвечать словом-антонимом или синонимом или словом, относящимся к раздражителю как часть к целому, как причина к следствию и т. д.
Вычисляется среднее время образования ассоциаций. При обработке результатов первой части задания полученные ассоциации классифицируются. Могут получиться следующие типы связей (характеры ассоциаций):
|
|
вид—род (стол — мебель);
часть—целое (корма — лодка);
ассоциация из той же категории (стол — стул);
предикативные (змея—ядовитая, зима — суровая);
по контрасту (черное— белое);
по элементарному определению слова-раздражителя (пение — хорошее);
по определению функции предмета (топор — рубить);
по отрицанию (щедрый — нещедрый);
по адекватности (пещера — убежище);
речедвигательные, т. е. ответ-штамп (обман — зрения);
по созвучию (топор — мотор);
по установлению причинной зависимости (боль — слезы; резать - больно).
При обработке результатов второй части задания характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее, а основное внимание уделяется изучению связи между скоростью образования ассоциаций и их сложностью.
Задание 9
Цель задания. Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.
Необходимый материал. Ряд слов: мрак, мелодия, людный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.
Ход выполнения задания. Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа - не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.
После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные.
|
|
Обработка данных выполненного задания. Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных.
Задание 10
Цель задания. Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
Необходимый материал. Слова и словосочетания: мальчик — трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.
Ход выполнения задания. А)Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой (пиктограмма – образец рисуночного письма), начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение. Б) испытуемому предлагается прослушать и запомнить 15 слов и сочетаний.
Обработка данных выполненного задания: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в первой и второй серии. Вывод должен содержать определение значения опосредованного запоминания на процесс последующего воспроизведения.
Задание 11
Цель задания. Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Необходимый материал. Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Для запоминания на слух | Для запоминания при зрительном восприятии | Для запоминания при моторно-слуховом восприятии | Для запоминания при комбинированном восприятии |
дирижабль лампа яблоко карандаш гроза утка обруч мельница попугай листок | самолет чайник бабочка ноги хомут бревно свеча тачка журнал малина | пароход собака парта сапоги сковорода калач роща гриб шутка воротник | волк бочка коньки самовар пила весло загадка кафтан прогулка книга |
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами — пять секунд). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.
Обработка данных выполненного задания. После проведения опыта заполняется таблица и делается вывод об эффективности разных видов памяти:
Вид памяти | Количество слов в ряду (А) | Количество удержанных в памяти слов (В) | Коэффициент памяти С= В: А |
Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный |
Задание 12
Цель задания. Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима петух — кричать чернила — тетрадь корова — молоко паровоз — ехать груша —компот I лампа — вечер кукла — играть | Второй ряд жук — кресло гребень — земля компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай мухомор — диван гребенка — ветер ботинки — самовар графин — брать спичка — овца терка — море шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница |
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
|
|
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта записываются в таблицу.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда (А1) | Количество запомнившихся слов (В1,) | Коэффициент смысловой памяти С1= В1:А1 | Количество слов второго ряда (А2) | Количество запомнившихся слов (В2) | Коэффициент механической памяти С2= В2:А2 |
Задание 13
Цель работы: изучить некоторые рациональные приемы запоминания.
Необходимый материал: набор слов для запоминания.
1. К опыту 1.- шкаф, село, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дыня.
К опыту 2 — рыба, автомобиль, мах, стул, небо, туфли, градусник, учебник, лиса, щетка, море, парта.
К опыту 4 — дым — дыра, железо — желудь, карандаш — конь, стол—сено, корень—колокол, чайник — чернила, заяц — зеркало, лупа — лозунг, мыло — мельница, нора—-ноль, огурец - очки, вода — ветер.
К опыту 5 — дуб — дерево, луна — планета, толстый — тонкий, взрыв — разрушение., теленок — корова, карандаш—тетрадь, рабовладелец — раб, материализм—-идеализм, тучи — дождь, ученик — учитель, зима — лето, сладкое — горькое.
К опыту 6 — стадион, соревнование, выстрел, старт, бровка, соперник, обход, рывок, финиш, аплодисменты,
К опыту 7 — любовь, стипендия, победа, твист, зачет, невеста, декан, звонок, измена, праздник, змея, гол.
|
|
2. Набор карточек с изображением предметов и чисел. Всего 12 карточек, на каждой из которых в центре крупно изображен предмет, а в левом углу мелко — двузначное число: чашка, 12; голубь, 44; лыжи, 79; ваза, 16; футбольный мяч, 47; собака, 72; тарелка,18; штанга, 38; медведь, 76; ложка, 81; автомобиль, 53; дерево, 27.
3. Таблицы со схематическим изображением гимнастических упражнений.
4. Секундомер.
5. Сводный протокол опытов.
Ход выполнения задания. Групповые и демонстрационные опыты, самостоятельный анализ студентами экспериментальных данных, полученных на занятиях.
Длительное и точное сохранение и воспроизведение изучаемого материала требуют рационально организованного запоминания. Оно предполагает: 1) правильную формулировку цели и создание установки па запоминание; 2) глубокое осмысливание; 3) целесообразно построенное повторение.
Соответственно этим моментам на занятии проводится три серии опытов.
В I серии проводятся два опыта: опыт 1, в котором цель запомнить не ставится, и опыт 2, в котором определяется цель запомнить.
Опыт 1 — групповой. Перед началом опыта экспериментаторпроизносит: «Внимание!» — и через 5 сек. диктует первое слово. В данном опыте (и во всех следующих) слова (или числа).зачитываются однотонным голосом, с интервалами 5 сек. Через 5 сек.после произнесения последнего, двенадцатого, слова (или числа)подается команда: «Пишите». На воспроизведение дается I мин.
Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить слова среднего рода. Когда будет сказано: «Пишите», возьмете карандаши и запишите в любом порядке слова среднего рода».
Студентам предлагается записать все прочитанные слова и зачеркнуть слова среднего рода. Оставшиеся слова принимаются за показатель непроизвольного запоминания. Результаты опыта каждый студент вносит в графу «опыт 1, индивидуальные данные». Высчитываются средние показатели группы и заносятся в соответствующую графу сводного протокола.
Опыт 2 — групповой.
Инструкция: «Сейчас вам будут читаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить. Когда будет сказано: «Пишите», — возьмите карандаши и запишите слова, которые сможете вспомнить, в любом порядке».
Студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели по группе, вносят их в соответствующие графы сводного протокола, сопоставляют и объясняют результаты, полученные в опытах 1 и 2, знакомятся с данными психологических исследований А. А. Смирнова и Л.В. Занкова формулировки цели для эффективности запоминания.
II серия опытов преследует цель продемонстрировать значение осмысливания для продуктивности запоминания (опыты 3,4,5,6,), а также влияние эмоций на запоминание (опыт 7).
Опыт 3. Исследование продуктивности непроизвольного запоминания, включенного в активную мыслительную деятельность. Опыт демонстрационный. Для него используются 12 карточек, на которых в центре изображены различные предметы, а в правом углу—-числа. Испытуемые (два студента) на время покидают аудиторию; оставшимся объясняют существо опыта. Затем в аудиторию приглашают одного из студентов и открывают перед ним 12 карточек.
Инструкция первому студенту: «Перед вами карточки с изображением различных предметов. Сгруппируйте карточки по признакам, определенным вами».
После этого студенту предлагают перечислить предметы и числа(которые стояли в углу каждой карточки). Подсчитывают количество правильно воспроизведенных предметов и чисел. Данные заносятся в соответствующую графу протокола.
Инструкция второму студенту: «Перед вами карточки, в правом углу каждой — цифры. Расположите карточки по числам, от большего к меньшему». После выполнения задания студенту предлагают воспроизвести числа и предметы, изображенные на картинках. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисели предметов. Данные вносятся в соответствующую графу протокола.
Студенты сравнивают и объясняют результаты, полученные в опытах 3,1,2.
В опытах4 и 5 исследуется запоминание слов в зависимости от характера связей между ними.
Опыт 4 — групповой. В нем используются слова, имеющие внешнее сходство.
Опыт 5 — групповой. В нем используются слова, имеющие содержательныесвязи.
Инструкция для опытов 4 и 5: «Сейчас вам зачитают пары слов, старайтесь запомнить первое слово пары, используя второе вспомогательное для запоминания первого». При воспроизведении экспериментатор зачитывает вспомогательное слово, а студенты записывают первое слово пары.
Затем студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели группы и вносят результаты в соответствующие графы протоколов.
Опыт 6. Логическое запоминание продиктованных слов, дающих возможность, мысленно составив предварительный план, написатьрассказ, состоящий из этих слов. Инструкция та же, что и в опыте 2.
Студенты подсчитывают индивидуальные данные, выводят средние данные по группе. Затем сопоставляют и объясняют результаты 5, 6 и знакомятся с исследованиями (А. А. Смирнова, В. А. Петровского) значения составления плана при заучивании материала.
Опыт 7. Запоминание эмоционально окрашенного материала.
Инструкция та же, что в опыте 2, набор слов для опыта 7. Студенты подсчитывают индивидуальные показатели, выводят средние данные по группе и объясняют результаты опыта.
IIIсерия опытов преследует цель ознакомить студентов правилами повторения материала. В опытах 8 и 9 иллюстрируется одноиз правил повторения. Экспозиция в этих опытах длится 45 сек, на узнавание и воспроизведение дается 90 сек.
Опыт 8. Исследование узнавания
Инструкция: «Сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы потом в другой таблице отыскать эти упражнения и записать номера, которыми они обозначены.
Подсчитываются индивидуальные и средние данные по группе.
Опыт 9. Исследование воспроизведения.
Инструкция: сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их с тем, чтобы потом зарисовать или описать.
Студенты подсчитывают индивидуальные и средние данные по группе.