Тема: «Исследование особенностей мыслительной деятельности и речи»

Задание 18

Цель задания. Определение характера и уровня обобщения.

Ход выполнения задания

1.Прочитав слова каждого ряда, вычеркнуть «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова:

собака, корова, овца, лось, кошка;

собака, корова, овца, лось, лошадь.

Ответ. В первом случае «лишнее» слово — лось, остальные слова обозначают домашних животных, во втором случае — собака, остальные слова обозначают копытных животных.

2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон.

Ответ. В первом случае «лишнее» слово — баскетбол, так как во всех остальных играх имеется вратарь, во втором слу­чае— бадминтон, так как в остальных играх играют команды, а в (бадминтон игра идет один против одного.

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка;

Енисей, Обь, Печора, Лена,Дон.

Ответ. В первом случае «лишнее» слово — Печора, так как остальные названные географические объекты находятся в Азии, во втором случае — Дон, так как остальные реки текут на север.

Обработка полученных результатов

При обработке результатов следует ответить на следующие вопросы. Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы прийти к правильным обобщениям?

Чем отличался процесс обобщения первого и второго рядов слов в каждой группе?

Обобщая ответы, целесообразно сделать вывод о взаимосвязи всех мыслительных операции, об их роли в мыслительном процессе, о возможности обобщения, анализа, сравнения т.д. по различным основаниям, о важности выбора существенных оснований.

Задание 19

Цель задания. Выяснить влияние установки на способ решения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: