Задание 18
Цель задания. Определение характера и уровня обобщения.
Ход выполнения задания
1.Прочитав слова каждого ряда, вычеркнуть «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова:
собака, корова, овца, лось, кошка;
собака, корова, овца, лось, лошадь.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — лось, остальные слова обозначают домашних животных, во втором случае — собака, остальные слова обозначают копытных животных.
2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;
футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — баскетбол, так как во всех остальных играх имеется вратарь, во втором случае— бадминтон, так как в остальных играх играют команды, а в (бадминтон игра идет один против одного.
Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка;
Енисей, Обь, Печора, Лена,Дон.
Ответ. В первом случае «лишнее» слово — Печора, так как остальные названные географические объекты находятся в Азии, во втором случае — Дон, так как остальные реки текут на север.
|
|
Обработка полученных результатов
При обработке результатов следует ответить на следующие вопросы. Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы прийти к правильным обобщениям?
Чем отличался процесс обобщения первого и второго рядов слов в каждой группе?
Обобщая ответы, целесообразно сделать вывод о взаимосвязи всех мыслительных операции, об их роли в мыслительном процессе, о возможности обобщения, анализа, сравнения т.д. по различным основаниям, о важности выбора существенных оснований.
Задание 19
Цель задания. Выяснить влияние установки на способ решения задач.