Куча работ по данной теме: Дракер – концепция корпораций, Гэлбрейт – Новое индустриальное общ-во, Юсим – Внутренний круг. Кр корпорации и рост полит активности бизнеса в США и Велик, Эпштейн – корпорации в Амер политике и т.д.
Акторы со стороны корпораций:
- индивидуальные корпорации, отстаивающие свои конкретные интересы.
- организации, призванные отстаивать уже более общие интересы корпораций.
Одной из наиболее влиятельных организаций в США является Круглый стол бизнеса ( 1973) - 200 представителей, высший свет. + Совет экономического развития, Совет по внешней политике, Conference Board, Совет бизнеса.
Средний и мелкий бизнес - Торговая палата США, Национальная ассоциация промышленников и т.д.
Эти элитарные организации – америк феномен, но в др странах тоже есть - в Вел при основной организации британского бизнеса — Конфедерации британской промышленности -существует президентский комитет, в который входят представители крупнейших британских корпораций.
В Японии все руководящие органы основного предпринимательского объединения страны - Федерации экономических организаций - заняты высшими руководителями крупнейших корпораций.
|
|
Россия – в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей - сформированы структуры, целиком и полностью подконтрольные так называемым олигархам.
Системы полит участия:
- это система функционального представительства (формируется не по территориальному, а по функциональному признаку. Ее главными участниками являются группы и организации, добивающиеся решений властей либо в интересах отдельных групп населения или всего об-ва. Большое место отдано лоббизму)
- партийно-парламентская система (ее элементы — избиратели, партии и парламенты или другие представительные учреждения. В ее основе — территориальное представительство партий, осуществляемое через выборы. Именно в рамках этой системы формируются правительства и другие органы высшей политической власти.
О лоббизме: Родина – США.
Европейский лоббизм – шир использ полит консультирования. В Вел в конце XX в. существовало около 30 специальных фирм, предлагавших корпорациям свои услуги. организация встреч клиентов с парламентариями, высокопоставленными чиновниками, другими «нужными людьми». В ряде случаев сами консультативные агентства выступают в роли лоббистов, инициирующих те или иные законодательные акты или же препятствующих их прохождению.
Консультативная система, участниками которой являются представители государства и заинтересованных групп. Комитеты специализируются на тех или иных вопросах или направлениях государственной политики и создаются при министерствах и ведомствах как социально-экономического, так и политического профиля. В США в конце XX в. только при центральном правительстве насчитывалось около 1150 консультативных учреждений различного уровня и назначения, а их участниками были около 23 тыс. человек, привлеченных извне, т.е. со стороны групп интересов и экспертов.
|
|
В Вел в конце XX в. существовало несколько сотен назначаемых на министерском уровне консультативных учреждений, представители корпоративного бизнеса в которых играли и играют ведущую роль.
Классический пример комитетской системы является система консультативных учреждений при правительстве Японии. При Министерстве внешней торговли и промышленности создано около 40 консультативных советов и комитетов, специализирующихся на различных направлениях деятельности. Н-р – глава Тошиба. Около 50 членов комитета возглавляют отраслевые ассоциации бизнеса, причем многие из них — первые лица крупнейших фирм, 20 членов совета непосредственно представляют ведущие корпорации страны, 5 — торговые компании и банки. Из 28 остальных мест в совете 11 принадлежит представителям науки, 4 — профсоюзам, 2 — издательствам, 3 — союзам потребителей, 8 — другим учреждениям, главным образом исследовательским.
Уже чисто количественное преобладание представителей корпоративного бизнеса говорит само за себя.
Весомую роль в принятии решений играют комиссии, создаваемые президентами, правительствами и парламентами для выработки авторитетных рекомендаций по тем или иным вопросам, часто стратегического значения.
Одной из форм взаимодействия корпораций и их объединений с институтами власти является участие во всякого рода «круглых столах», конференциях, форумах и т.д.