3. Лоббисты профессиональных и коммерческих ассоциаций. представляет коллективные интересы предприятий, работающих в одной или нескольких отраслях.
4. Группы, защищающие общественные интересы. Это различные объединения за права женщин, этнических и сексуальных меньшинств, любителей животных и т.д.
5. Профсоюзы. Влияние профсоюзов на власть более институционализировано.
Неопределенность статуса лоббистов имеет место в виду отсутствия четкого законодательства. Но все страны пытаются начать регулировать это явл. В США законность лоббизма из 1 поправке к К – гарантия прав граждан обращаться к правительству с прошениями.
США, Канада- законы о лоббизме. Сэм Уард – король лоббизма.
США. В 1876 году был принят закон – все лоббисты обязаны были оф зарегистрироваться в нижней палате парламента. Особая роль была у иностранного лобби. Своих лоббистов в Вашингтоне имеют 135 государств и отдельных территорий.
С 1946г. в США ФЗ о регулировании лоббизма в Конгрессе. Закон направлен как раз на отделение лоббизма от коррупции, делая достоянием общественности, какие группы интересов и как влияли на принятие того или иного закона. Открыты финансовые потоки лоббистов, При рег лоббист обязан указать данные, суммы на лоб выделенные, кто его нанял, на кого будет действовать + должен ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах, которые обнародуются в издании Конгресса. Нарушение – штраф 5000$ + закл до 1 года. При повторном – 10000$ и заключение до 5 лет.
|
|
С 1996 года действует более жесткий закон о лоббизме — закон о раскрытии лоббистской деят. Стали рег и лоббистов в Правительстве. Так как Исп органы стали основным О для лоббистов. Именно используя право правительства на законодательную инициативу, основная масса лоббистов легализует свои интересы.
В 2006 году ужесточение закона. Сенаторам было запрещенопринимать подарки и приглашения на ужин от лоббистов и необходимо не только отчитываться о целях поездок, финансируемых частными лицами + спрашивать разрешение.
Австралия, Бразилия, Россия – законы в стадии подготовки.
В Австралии и Германии приняты специальные правила регистрации юр и физ лиц, пытающихся влиять на законодательный процесс.
Основой законодательства о лоббизме в России являются положения Конституции РФ о праве граждан создавать объединения и общества, обращаться в государственные органы, участвовать в управлении государством (ст. 30, 32, 33).
Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах:
- лоббизм как социальное явление;
- лоббирование как вид политической деятельности;
|
|
- лобби как форма пол организации заинтересованных лиц.
Лоббирование — процесс деятельности в органах законодательной и исполнительной власти с целью выявления и предоставления в этих органах интересов определенных общественных групп.
Спец хар – ки лоббиста – профессионала:
- чаще всего политики, чиновники, военные, спец свзя с общ, депутаты (бывшие)
- профессионалы
- шир связи в бизнесе и власти
- общительность
- способность к сбору и анализу информации
-честность
-открытость
-умение завоевать доверие и т.д.
Лобби отличаются от политических партий тем, что они не ставят целью завоевать власть, а ограничиваются давлением на нее.
Интересы предпринимателей лоббируют прежде всего многочисленные предпринимательские объединения (союзы, ассоциации, лиги), общ-гос фонды, общественные структуры при органах зак и исп власти, бизнес-клубы, социальные лоббистские фирмы.
Лоббисты добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода комитетах конгресса и ведомствах исполнительной власти.
Наиболее активно к практике лоббирования прибегают бизнес, как крупный, так и средний и мелкий, их предпринимательские организации и ассоциации. Один только Американский институт нефтяной промышленности держит в столице около 60 зарегистрированных лоббистов. Лоббизм шир исп на h и штатов и местах. В широких масштабах лоббирование практикуется на штатном и местном уровнях (во время каждой сессии законодательного собрания штата Калифорния регистрируется около 500 лоббистов).
К наиболее крупным лоббистским организациям относятся - «Нэшнл райфл асоушиэйшн», «Нэшнл эдюкейшн асоушиэйшн», «Американская федерация фермерских бюро», «Американская ассоциация», «Американский нефтяной институт», «Шоссейное лобби», «Военно-промышленное лобби», так называемое «еврейское лобби» и т.д.
Россия:
В России лидирующие позиции в данной сфере деятельности занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России, Круглый стол бизнеса России и т.д. Лоббирование этими и другими организациями заключается в решении задач общеотраслевого кредитования и субсидирования, формирования эк политики государства, спонсировании избирательных кампаний, защите деловых людей от коррупции в органах гос власти, поддержке предпринимателей в борьбе с бюрократизмом, оказании помощи в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозах, поиске партнеров для совершения сделок, включая зарубежных партнеров, поиске партнеров для совместной работы и т.д.
В проекте ФЗ «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» лоббирование является признаком демократической формы правления, если оно способно отражать реальные потребности в государственном управлении и не основано на теневых и незаконных способах реализации. Достижение этой цели возможно путем законодательного закрепления данного института, определения правового статуса лоббистских объединений, их прав и обязанностей в сфере государственного управления.
В проекте приводятся следующие формы и методы лоббистской деятельности:
- предоставление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других НПА, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов исполнительной власти;
- участие в обсуждении комитетами и комиссиями ФС, органами исполнительной власти отмеченных выше законопроектов, документов и материалов;
|
|
- устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организаций, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;
- экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.
Шаги лоббиста:
- Он должен знать, кем и в какие сроки обсуждается интересующий его вопрос, необходимо выявить то гос учреждение или то должностное лицо, которое занимается конкретным направлением политики и соответствующими программами, необходимо более или менее точно сформулировать интересующий клиента вопрос.
- отыскание в соответствующих сборниках зак актов законов, связанных с данным направлением политики. Далее определяется, в прерогативы каких именно комитетов или комиссий законодательного собрания и федеральных ведомств входят контроль, финансирование и реализация интересующей программы,
Приемы лоббистов:
- личные контакты с теми, кто принимает решения, мобилизация влиятельных групп избирателей для нажима на членов конгресса, пропаганда своей позиции путем рассылки письменных материалов по почте, а также сбор денежных средств, подбор сотрудников или оказание иных услуг в избирательной кампании.
- убеждением членов ЗС проголосовать за или против того или иного законопроекта, внести в них необходимые для своих клиентов поправки или изменить редакцию законов и постановлений и т.д.
- информирование. Оно должно быть точным, так как много конкурентов.
Немаловажное значение приобретает этап разработки чиновниками проектов постановлений и инструкций по осуществлению принятых законов. Естественно, что лоббисты стремятся к тому, чтобы эти постановления и инструкции отвечали интересам своих клиентов.
Воздействие на законодательные органы государственной власти:
- сбор и представление информации;
|
|
- выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
- внесение законопроектов;
- участие в разработке проектов;
- информирование депутатов о соц, эк и пол последствиях принятия соответствующих законов;
- пропагандистские акции в СМИ;
- неформальные контакты;
- рассылка писем, телеграмм, поддержка связи по телефону;
- финансирование избирательных кампаний…
32. Экономическая система. Понятие. Виды.
Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
Традиционная экономическая система
Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (сущ разл форм хозяйствования).
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
Хар – на активная роль гос-ва.
«+»: стабильность;предсказуемость;добротность и большое количество благ.
«-»: беззащитность перед внешними воздействиями; неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.
Отличительные черты:
- крайне примитивные технологии;
- преобладание ручного труда;
- все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
- организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.
Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство.
Современная рыночная экономическая система.
Отличительные черты:
- многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
- развертывание НТР, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
- ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
- изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
- рост уровня образования (послешкольное);
- новое отношение к труду (творческое);
- повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
- гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
- информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
- ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
- глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Административно-командная система (плановая)
СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Основные черты:
- государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
- сильная монополизация и бюрократизация экономики;
- централизованное, директивное эк планирование как основа хозяйственного механизма.
- непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
- государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
- государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.
Смешанная система
И государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной
Отличительные черты:
- приоритетность рыночной организации экономики;
- многосекторность экономики;
- государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
- ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на эк рост и соц стабильность;
- социальная защита населения.
Характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.
33. Экономическая власть: сущностные характеристики.
Эк С - способность отдельного человека, руководства фирмы, крупной корпорации или заинтересованной группы оказывать эк средствами воздействие на отдельно взятого человека, группу людей или общество в целом с тем, чтобы приспособить их поведение к своим интересам.
Большую опасность для общества и отдельно взятого человека представляет концентрация экономической власти в руках негосударственных субъектов. Эта опасность состоит прежде всего в том, что более сильные могут навязывать свою волю слабым. Бесконтрольная экономическая власть порождает еще большую экономическую власть, и она может приобрести политическое влияние, перерасти в политическую власть.
F предпринимат деят – f оптимального комбинирования факторов производства и тем самым наиболее эффективного использования ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и других в целях максимизации прибыли.
Распоряжение эк ресурсами есть реальная хозяйственная власть, а ее носитель — предприниматель, будь то государство или частный субъект экономических отношений является субъектом этой власти. Хозяйственная власть - эк (общ) отношение господства и подчинения между S хозяйствования в ходе комбинирования эк ресурсов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и присвоения результатов хозяйственной деятельности.
S хозяйствования:
² Домохозяйства - все население страны. С 1 ст – поставщики всех ресурсов, с 2 – основная расходующая группа.
² Фирмы: они выступают основными потребителями эк ресурсов и производителями всевозможных товаров и услуг как личного, так и производительного потребления.
² Государство обладает эк и материальными ресурсами + оно обеспечивает общие условия хозяйственной деятельности, а также получателя доходов и распорядителя ими.
О предпринимателе:
Суть власти предпринимателя состоит в том, что он самостоятельно принимает решения:
— что, в каких объемах производить, где, кому и по каким ценам реализовывать;
— о вариантах комбинации эк ресурсов, приемлемых для него условиях привлечения заемных, арендуемых, факторов производства, о порядке, условиях найма и увольнения в рамках действующего трудового законодательства.
Предприниматель является руководителем производственной единицы. Ему принадлежит власть; Предприниматель формирует внутрифирменные структуры организации и управления производственным и хозяйственным процессами; осуществляет стратегическое и текущее планирование деятельности фирмы и контроль за их реализацией. Эта функция хозяина никогда не переходит к простому работнику.
Предприниматель осуществляет руководство деятельностью фирмы, реализуя свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты.
Объектом управления выступают ресурсы фирмы и ее персонал. Цель управления — максимизация прибыли. Бла-бла о том, как много делает предприниматель.
+ предприниматель имеет дополнительную хозяйственную власть, материальной основой существования которой выступает властный капитал. «Властный капитал генерирует для себя властное хозяйственное пространство, в рамках которого реализуется контроль, управление и господство».
Н-р: владения одними акционерными компаниями ценными бумагами других акционерных компаний. Иногда это участие взаимное. Технология организации такого рода участия: головная материнская компания скупает контрольный пакет акций других форм — дочернего общества, которое в свою очередь подчиняет себе аналогичным образом внучатые общества и т.д. Зачастую в этих целях создаются холдинги.
Холдинговые компании выступают в двух видах: чистый холдинг, создаваемый специально для выполнения функций контроля и управления; смешанный холдинг, занимающийся помимо функций контроля и управления предпринимательской деятельностью.
Материнские структуры:
1. Крупные предприниматели, банкиры, владеющие акциями промышленно-торговых корпораций и кредитно-финансовых учреждений и оказывающие решающее воздействие на внутреннюю и внешнюю политику.
2. Кредитно-финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), скупающие и владеющие контрольными пакетами промышленных и торговых корпораций.
3. Торговые и промышленные корпорации, приобретающие крупные пакеты акций банков и страховых компаний в целях получения доступа к денежным капиталам и обеспечения льготного для себя режима пользования ими.
Развитие системы участие ведет к созданию финансовых групп. В совр они находятся на вершине хоз деят. Предприятия объединяются обычно путем соглашений (1- конкуренция затратная, лучше объединиться. 2 – для малых и сред – уберечься от конкур, пусть доход и средний, но стабильный).
Объединения могут быть как ясными и законными, так и теневыми. К явным относятся картели: Картель - группа предприятий, которые заключают письменное соглашение относительно цен, объемах выпуска, т.е. разделения отраслевого рынка в целях установления монопольных цен при сохранении его участниками своей индивидуальности, экономической, технической и финансовой самостоятельности. Оно может регламентировать: закупочные и продажные цены; условия закупок и продаж; объем производства; распределение рынков сбыта.
Картели делятся на:
— национальные картели, которые занимаются главным образом внутренними продуктами или продуктами, охраняемыми таможенными барьерами
— международные картели, которые занимаются сырьем и полуфабрикатами, являющимися предметами международного потребления; государство часто вмешивается в международные соглашения, выступая в качестве представителей интересов национальных производителей.
В большинстве стран со смешанной экономикой практика картелирования, как правило, является противозаконной и регламентируется антимонопольным законодательством.
Отраслевые, региональные, общенациональные предпринимательские союзы, которые создаются как в целях защиты интересов предпринимательства в целом, так и с целью разработки и осуществления общей хозяйственной стратегии и тактики.
В экономике власть ранжирована и выступает в следующих видах.
1. Хозяйственная власть, которая распространяется на эк ресурсы, определенные варианты их комбинирования в производственном процессе и в ограниченной мере на такие рыночные параметры, как спрос, предложение, цена.
2. Дополнительная хозяйственная власть, которая распространяется на другие хозяйствующие субъекты и носители хозяйственной власти, обладающие меньшим властным потенциалом
S дополнительной хозяйственной власти выступают крупные предприниматели или такие предпринимательские образования, как:
- корпорации;
- финансовые (финансово-промышленные, финансово-торговые) и т.п. группы;
- картельные структуры всевозможных видов и форм существования (явные, теневые, закамуфлированные);
- союзы предпринимателей
Все предприниматели, союзы сталкиваются с интересами и волей идентичных носителей хозяйственной власти, с одной стороны, и с интересами иных хозяйственных субъектов: домохозяйств, государства, — с другой à Необходимость упорядочивания эк отношений, что и делает гос-во.
Власть, которой обладают фирмы, служит делу достижения 3х целей:
- Защитная цель. стремится сохранить свое положение, избежать банкротства. Основными средствами достижения этой цели выступают стабилизация цен, контроль над издержками производства, управление потребительским спросом, обеспечение такой правительственной политики, которая способна сделать спрос устойчивым, и т. д.
- Обеспечение неуклонного роста.
Корпорация стремится контролировать и регулировать выбор, осуществляемый частным потребителем. Не всегда потребитель контролирует функционирование рынка и цены. Дело в том, что в отличие от мелких и средних фирм, которые действуют на рынке на свой страх и риск, крупнейшие корпорации обладают властью не только над ценами и потреблением, но и над обществом и правительством.
В США общие доходы двух крупнейших корпораций «Дженерал моторе» и «Стандарт ойл» превышают доходы таких крупных штатов, как Калифорния и Нью-Йорк. Решения, принимаемые в штаб-квартире, скажем, транснациональной корпорации «Бритиш датч шелл», зачастую могут оказывать большее влияние на граждан такой небольшой, но развитой в экономическом отношении страны, как Голландия, чем иные решения, принимаемые правительством этой страны.
Власть корпораций основана во многом на их способности влиять на вкусы и предпочтения потребителей и на общественное мнение. Более того, они обладают возможностями формировать общественное мнение и направлять его в нужное русло. «Что хорошо для «Дженерал моторе», то хорошо и для Соединенных Штатов».
Задача состоит в том, чтобы убедить общественность в том, что именно политика государства, служащая интересам корпораций, является разумной политикой, обеспечивающей интересы всего общества.
So, эти рассуждения служат подтверждением верности марксистского тезиса - экономический базис определяет надстройку или форму государственно-политического правления. Но, как показал опыт Советского Союза и других стран с авторитарными и тоталитарными режимами, зачастую экономика оказывается пленницей или служанкой политики.
вий хозяйственной деятельности, а также получателя доходов и распорядителя ими.
Экономическая власть имеет два аспекта:
- Внутри корпорации о власти можно говорить в том смысле, что здесь управляющая система построена по иерархическому принципу подчинения низших звеньев вышестоящим звеньям, деятельность которых регулируется высшим руководством предприятия.
- Внешняя - способность как нац эк, так и отдельных предприятий, фирм, корпораций обеспечивать свою жизнеспособность и защищать и по возможности увеличивать свой вес и влияние на внутреннем и мировом рынках, навязывать свои принципы и правила игры другим участникам рынка, поглощать или отодвигать на периферию более слабых конкурентов, по возможности диктовать рынку свои, как правило, монопольные цены, оказывать влияние на принимаемые государством решения.
Эк могущество и всевластие государства, как и любая другая власть, взятая сама по себе, не является злом. Важно то, для каких целей и каким образом эта власть используется.
Большую опасность для общества и отдельно взятого человека представляет концентрация экономической власти в руках негосударственных субъектов. При таком положении дел власть в государстве может быть использована в интересах не только всего общества, но и защиты групповых, классовых, клановых, расовых, личных и иных интересов.
34. Политическое поведение. Поведенческий подход к политике. Психологические составляющие политического поведения. Факторы воздействия на политическое поведение. Поведение в организованных и стихийных формах.
Человек политический – активная личность, которая посредством исполнения полит роли добивается достижения определенных и нужных ему целей.Человек – основной S политики. Включение в полит жизнь – полит социализация, отстранение – десоциализация, политизация – умение пользоваться нормами, ролями, их активное применение.
Политическое поведение (Мейно, Лансело) – образ действий индивида или групп при их реакции на какое – либо общ событие. Политические типы – слабый тип, сильный неуравновешенный тип, сильный и уравновешенный, сильный и уравновешенный и подвижный.