Лоббизм — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже есть: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социального расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Цели лоббизма разнообразны. Лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.
|
|
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться:
— лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
— ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Гос Думе существуют ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, о или воен-нопромышленного комплексов;
— региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов;
— иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на государственные органы.
Для того чтобы он приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д. В условиях же кризиса, переходного периода лоббизм имеет больше минусов. Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирования своих проектов в органах власти, доводя их до прямого подкупа. Характерным для России в 90 -х гг. было принятие правовых актов, предусматривающих различные привилегии для некоторых предприятий или регионов. В результате российский бюджет недополучил денежные средства. И когда чиновник одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской группировки, провести в его действиях грань между лоббизмом и коррупцией практически не представляется возможным. К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти сегодня не публичен, а зачастую коррумпирован и хаотичен; каналы влияния на органы государственной власти монополизированы сильнейшими группами давления, а целый ряд общественных движений и организаций не имеют возможности донести свои интересы до власти. Конституцией РФ закреплены положения, являющиеся основанием для признания и регулирования лоббизма в России - «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
|
|