Представляя теорию визуальной коммуникации, а Бергер опирается на модель Г Лассвелла Он рассматривает взаимосвязь между произведением искусства, аудиторией, которой он адресован, средствами, передают образ, автором произведения и обществом А Бергер называет эти составляющие ключевыми моментами в процессе коммуникации Напомним, что модель Г Лассвелла объясняет коммуникацию как процесс, в котором кто-то кому-то что-то сообщение яе, используя определенные средства и достигая при этом конкретного эффекта Аналогию с этой моделью подано таким образомм чином:
Кто?
Что говорит?
По какому каналу?
Кому?
С каким эффектом?
Умение интерпретировать то, что человек видит вокруг себя, позволяет ей не задумываться над тем, как именно это происходит Осмысление мира, который мы воспринимаем визуально, происходит следующими путями:
1 Восприятие сходства (например, фотографии)
2 Причинно-следственные или логические связи (когда мы видим дым, то понимаем, что там должно быть и огонь)
3 Конвенции (согласованность для объектов, имеет символическое значение: крест как символ христианства)
4 обозначение (как, например, улыбка означает удовлетворение) Семиотика - наука о знаках и знаковых системах - помогает понять процесс восприятия и осмысления визуальных явлений С ее точки зрения, знаком может бы быть что угодно, символизирующий или обозначает нечто другое, т.е. часть коммуникативного процесса осуществляется не прямо, а косвенно, с использованием различных знаков Ч Пирс различает три типа знает ков: изображение, указатели и символы Изображение - это знак, который полностью отражает предмет или имеет близкое сходство с ним их легко интерпретировать, поэтому они используются как обозначение, например в аэропортах Указатели логически связанные с объектом, на который они указывают (дым связан с огнем) значение Значення
символов имеет условный характер есть символ и его значение не связаны логически, их надо понять, как и значение креста - символа христианства В таблице проиллюстрировано взаимосвязь между изображениями и, указателями и символамии:
Изображение | Указатель | Символ | |
Отображает | сходство | ситуативный связь | условное значение |
Примеры | фотографии | дым или огонь | крест или флаг |
Действие | можно легко узнать | можно определить логически | надо понять |
Ф де Соссюр утверждает, что знак состоит из двух частей: той, что обозначает, и той, что обозначается соответствии то, что обозначает (слово или изображение), вызывает в сознании человека определенное понятие или объ кт, которые означуються этим словом Согласно теории де Соссюра, такая взаимосвязь не имеет естественного логического характера, его надо понять Некоторое выражение лица, например подмигивание, в зависимости от си туации может иметь разные значения Знаки могут использоваться для того, чтобы сообщать правду и лгать Ф де Соссюр отмечает еще на одном важном моменте: понятие само собой ничего не значит, во но всегда определяется своим отличием от других понятий есть они могут быть выяснены не из-за их положительное значение, а отрицательно, в соотношении с другими элементами общей системы поняти понять.
Эта идея приобретает особое значение в отраслях, относящихся к зрительной коммуникации Человек использует знаки как средство получения информации, т.е. через изображение характеризует объекты, говорит А Бергер Наприкл порядок, во время слушаний по делу Иран-контрас в 1987 г журналисты, которые комментировали процесс, сосредоточивали много внимания на выражениях лица и языке тела участников, пытаясь понять, что они в действительности ду имели и чувствовали Однако при рассмотрении дела директора ЦРУ В Кейси такие усилия оказались тщетными, поскольку он всегда отличался \"каменным\" выражением лица Р Рейган, напротив, имел большой актерски и опыт и умел управлять выражением своих чувств Поэтому при визуальной коммуникации всегда надо иметь в виду контекст, в котором происходят событияься події.
Поскольку взаимосвязь между знаками и их значением условный, нам важно выяснить способы восприятия и понимания знаков Для этого мы используем коды Способы понимания знаков могут рассматриваться я как система условностей и обычаев, предлагаемых нашей культурной традиции То, что мы называем культурой, в общечеловеческом смысле можно охарактеризовать как определенный набор кодов Например, мы устоявшиеся взгляды на блондинов, людей с \"безвольным подбородком\", относительно высоких и низких, худых или толстых, также знаем, что и когда надо есть Под фразой \"культурный шок\" мы понимаем ситуацию, когда человек сталкивается с непривычными для нее культурными и социальными кодамодами.
Многие кодов непосредственно связаны с визуальным восприятием Знания, которыми мы пользуемся при зрительного процесса, основанные на ассоциациях или определенных традициях восприятия символов и понимания их хнього значение Эти ассоциации называются метонимия Примером может служить реклама виски, где изображен человек пьют его у красивого дома есть это богатые люди, которые имеют хороший вкус Итак, реклам ована марка виски ассоциируется у зрителей с \"сливками общества\" и роскошной жизнью Еще один способ передать значение объекта - это использование аналогий, сравнение одних объектов с другими Рассмотрим д ва формулировкиювання:
1 Моя любовь - красная роза
2 Моя любовь вроде красной розы
В первом случае мы имеем дело с метафорой Здесь объекты, сравниваемые кажутся почти равнозначными Во втором случае тот, кто произносит фразу, настаивает на сравнении женщины и цветки Но значение обоих примеров основывается на аналогии В таблице видно разницу между метафорой и метонимией, а также между их разновидностями - сравнением и синекдохаохою.
Метафора | Метонимия | |
Буквальное значение | Metaphora (греч) - перенос | Metonymia (греч) - переименование |
Определение | Употребление слова в переносном смысле на основании определенного сходства двух предметов или явлений | Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними |
Пример | Любовь - это игра | \"Роллс-Ройс\" (в значении состоянии) |
Разновидность | Сравнение - уподобление одного предмета или явления другому на основании общего для них обоих признаки | Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частичного и наоборот |
Пример | Любовь похоже на игру | Пентагон (в значении \"Вооруженные силы США\") |
Сочетание элементов различных символов, вследствие чего возникают новые символы или знаки, называется уплотнением Другой, не менее важный процесс, известный как смещение, переносит значение одного символа на другой Важность уплотнения и смещения также в том, что их используют для восприятия многих визуальных явлений Зрительная коммуникация, как и сны, происходит при активном участии бессознательного Уплотнение и смещение также связано с очень важными процессами в психике человека, которые объясняют, почему многие зрительных явлений оказывают на нас такое сильное влияние Символы содержат глубокое общекультурное и эмоций йне значение Они могут вызывать мощную, часто неосознанную реакцию человека Пример смещения - фаллические символы в толковании 3 Фрейда (ружья, зонты и т.д.) Стиль сюрреализма через сочетание н епоеднуваних объектов применяет принцип уплотнения сюрреалистические мотивы часто можно наблюдать на MTV, они основываются на психологических ассоциациях, соединенных с различными собранными вместе сим волами и знакам і знаками.
Важным понятием визуальной коммуникации образ Его можно охарактеризовать как комбинацию знаков и символов, которые мы видим на фотографиях, в кино, рекламе и т.д. Чаще всего они передаются через ю ас-медиа и связанные с информацией, ценностями, верой, установками и идеалами людей Образ - это набор символов, каждый из которых имеет особое значение в некоторых образах существует большое количество различных уровней зн ачень и взаимодействий между ними А Бергер анализирует функционирования образов на основании элементов коммуникационной модели Г Лассвелласвелла:
1 Художник, тот, кто создал образ
2 Аудитория, которая воспринимает образ
3 Произведение искусства, считающийся образом как таковой
4 Общество, где функционируют образы
5 Средства, которые передают образ зрителю
Образы действительно мощно влияют на эмоциональное состояние человека Она сама мыслит образами Например, самооценка человека влияет на то, как она выглядит в глазах своего окружения, а впечатления других людей впливают во на формирование ее отношение к себе Свой \"имидж\" человек меняет течение жизни и создает \"новый образ\" по истечении какого-то определенного этапа есть удачно созданный образ способен повлиять на нее че рез сознание и подсознание Механизм визуальной коммуникации видно из таблицылиці:
Понятие | Пример | Основание | |||
изображения | фотография | сходство | |||
указатель | дым, идущий из окна | причина и следствие | |||
символ | распятия | условное значение | |||
то, что обозначает и обозначается | килт - характерный признак шотландца | условное значение | |||
уплотнения | лица автомобиль | унификация, объединение | |||
замещения | ружье - фаллос | замещения, переноса | |||
значение | |||||
метафора | костюм Спайдермена | аналогия | |||
метонимия | большая каменный - | ассоциация | |||
благосостояние | |||||
Ссылаясь на А Ригля и К Гандельман, А Бергер называет два различных способа визуального восприятия: оптический и гаптических (тактильный) Первый основывается на творческом \"сканировании\" их формы, структур ры и восприятии контуров предметов Второй (с греч haptein - \"охватывать, схватывать\" или hapticos - то, что можно потрогать) фокусирует внимание на поверхности предмета и делает упор на его внешнего них качествах Оптический взгляд лишь вскользь касается поверхности предметов гаптических, или тактильный, наоборот, тщательно изучает поверхность, уделяя внимание текстуре и цвету Оптический зрение имеет метафорическое и характер (\"сканируя\" объект, человек часто устанавливает связь между элементами, которые до этого казались несопоставимыми или не связанными между собой) гаптических взгляд - метонимический, потому что он фокусирует в вес на некоторых элементах объекта, т.е. на части, а не на цилом на цілому.