Нормативный правовой акт – этоюридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.
Юридический прецедент - это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.
Нормативный договор - это соглашение, содержащее нормы права, заключаемое на добровольной основе, выступающее базой (основой) для принятия последующих правовых актов и юридических решений.
Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.
|
|
Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.
Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.
Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).
Признаки нормативного правового акта | ||||||
имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи | ||||||
исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией | ||||||
принимается в установленном процедурном порядке | ||||||
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия | ||||||
может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей |
Нормативные правовые акты | ||||||||||
Законы | ||||||||||
Постановления Правительства | Акты министерств и ведомств | Указы Президента | ||||||||
Акты органов исполнительной власти субъектов федерации | Локальные нормативно-правовые акты | |||||||||
Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
|
|
Виды законов | ||||||||
Конституция | ||||||||
по юридической силе | ||||||||
федеральные конституционные | ||||||||
федеральные | ||||||||
субъектов федерации | ||||||||
постоянные | ||||||||
по времени действия | ||||||||
временные | ||||||||
чрезвычайные | ||||||||
общего действия | ||||||||
по кругу лиц | ||||||||
специальные | ||||||||
действующие на территории всей России | ||||||||
по сфере действия | ||||||||
действующие на определенной части территории России | ||||||||
Конституция | ||||||||
по форме | Основы законодательства | |||||||
Кодекс | ||||||||
Закон | ||||||||
отраслевые | ||||||||
по отраслевой принадлежности | ||||||||
межотраслевые | ||||||||
лица, обладающие иммунитетом | ||||||||
экстерриториальное действие | ||||||||
лица без гражданства | ||||||||
иностранные граждане | ||||||||
в пределах территории государства | ||||||||
граждане | ||||||||
в пространстве | Действие нормативных правовых актов | по кругу лиц | ||||||
во времени | ||||||||
вступление в юридическую силу | утрата юридической силы | |||||||
с даты подписания (регистрации, утверждения) | прямая отмена | |||||||
с момента доведения до сведения исполнителей | фактическая отмена | |||||||
с момента, установленного в самом акте | истечение срока действия | |||||||
по истечении определенного срока с момента опубликования | изменение обстоятельств | |||||||
с возникновением определенных обстоятельств |
Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.
Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.
Правотворчество – вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.
Законность | Демократизм | |||||||
Гласность | Принципы правотворчества | Профессионализм | ||||||
Научность, в т.ч. планирование | Строгая дифференциация правотворческих полномочий | |||||||
Стадии правотворческого процесса | ||||||||
Подготовка | Принятие | |||||||
инициатива о подготовке проекта | внесение проекта на рассмотрение | |||||||
подготовка проекта | обсуждение проекта | |||||||
обсуждение проекта | голосование проекта | |||||||
согласование проекта | подписание акта | |||||||
доработка проекта | опубликование (обнародование) акта |
Правовые отношения – индивидуализированныеобщественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
|
|
Признаки правовых отношений | ||||||||||||
разновидность общественных отношений | носят волевой характер | возникают на основе правовых норм | ||||||||||
характеризуются наличием у сторон субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей | реализация правоотношений обеспечивается возможностью государственного принуждения | |||||||||||
социальные предпосылки – фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие правового закрепления | ||||||||||
Предпосылки возникновения правовых отношений | ||||||||||
юридические предпосылки – совокупность условий, без которых правовые отношения не могут возникнуть | ||||||||||
норма права | правосубъектность | юридический факт | ||||||||
правоспособность | дееспособность | деликтоспособность | ||||||||
|
|