Свойства информации

Как правило, свойства любых рассматриваемых объектов можно разделить на внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства — это свойства, органически присущие объекту. Они обычно "скрыты" от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства — это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаи­модействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.

Подобное разделение свойств можно применить и к информации. Сначала рассмотрим ее внутренние свойства.

Среди внутреннихсвойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы:

1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор све­дений.

2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных.

Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин – структура данных).

Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания, в отличие от данных, представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены всефакты определенного типа.

Внутренними свойствами инфор­мации, связанными с процессом ее хранения, являются:

1) Живучесть – способность информации сохра­нять свое качество с течением времени.

2) Уникальность (уникальной называют информацию, храня­щуюся в единственном экземпляре).

Чтобы определить внешние свойства необходимо выявить объекты, с которыми информация может взаимодействовать. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, проявляемых по отношению одного из указанных объектов взаимодействия.

Для характеристики качества (степени полезности) информации по отношению к ее потребителю, можно использовать следую­щие свойства информации:

Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и/или процесс.

Своевременность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность — свойство информации, характеризующее воз­можность ее получения данным потребителем.

Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Из другой группы внешних свойств информации, проявляемых по отношению к отражаемому объекту или явлению, можно выделить одно наиболее важное свойство – адек­ватность.

Адекватность — свойство информации однозначно соответ­ствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность ока­зывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: