Как правило, свойства любых рассматриваемых объектов можно разделить на внешние и внутренние свойства.
Внутренние свойства — это свойства, органически присущие объекту. Они обычно "скрыты" от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.
Внешние свойства — это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.
Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.
Подобное разделение свойств можно применить и к информации. Сначала рассмотрим ее внутренние свойства.
Среди внутреннихсвойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы:
|
|
1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.
2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных.
Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин – структура данных).
Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания, в отличие от данных, представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены всефакты определенного типа.
Внутренними свойствами информации, связанными с процессом ее хранения, являются:
1) Живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени.
2) Уникальность (уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре).
Чтобы определить внешние свойства необходимо выявить объекты, с которыми информация может взаимодействовать. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, проявляемых по отношению одного из указанных объектов взаимодействия.
Для характеристики качества (степени полезности) информации по отношению к ее потребителю, можно использовать следующие свойства информации:
Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и/или процесс.
Своевременность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.
|
|
Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок.
Доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.
Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Из другой группы внешних свойств информации, проявляемых по отношению к отражаемому объекту или явлению, можно выделить одно наиболее важное свойство – адекватность.
Адекватность — свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.