Существуют различные модели коммуникации. В основе этих моделей лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:
1. Адресант (отправитель, субъект) – отдельные индивиды, группы людей, государственные учреждения, политические партии, фирмы и т.д..
2. Референция (сообщение) – закодированная информация (текст в устной или письменной форме).
3. Адресат (получатель, объект) – одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть.
4. Кодирование и декодирование. Кодирование – переработка исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата с помощью системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование – процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
5. Контекст – ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение.