Понятие авторства и соавторства

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля дает следующее определение понятия автор: от лат. творец чего - либо, сочинитель, писатель.[17]

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона содержит уже более емкое определение, понимая под автором создателя какого-либо литературного, ученого или художественного произведения.[18]

Большая советская энциклопедия рассматривает автора как создателя художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т.д.[19]

Согласно статье 1257 ГК РФ законодатель считает автором физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Юридическое лицо ни при каких обстоятельствах автором признаваться не может. Так, издательство, выпустившее в свет произведение автора, может, согласно заключенному с ним договору, обладать некоторыми исключительными правами в отношении такого произведения, но автором последнего будет гражданин, написавший рассказ, эссе, роман и т.п.

Данное положение имеет важное значение при определении подведомственности рассмотрения дел, связанных с нарушением прав авторов. Сказанное можно проиллюстрировать на примере следующего спора. Так, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о защите авторских прав на выполненные им эскизные проекты фасада реставрируемого здания путем взыскания компенсации. Акционерное общество иск не признало, сославшись на осуществление реставрации по проекту, выполненному и предоставленному строительной фирмой. Арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу, расценив, что такой спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Дело в том, что согласно статьям 1228, 1257 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности (произведения) признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (произведение). Таким образом, творцом произведения может быть только физическое лицо. При этом не имеет значения его статус (в данном случае истец является индивидуальным предпринимателем), ведь истец обращался в арбитражный суд за защитой прав как автор графического произведения, то есть как физическое лицо. Дело с участием гражданина - физического лица арбитражному суду неподведомственно. О неподведомственности арбитражному суду споров по искам авторов произведений о защите авторских прав от несанкционированного использования произведений говорит п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 года N 47.[20]

Далее, для признания гражданина автором созданного им произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей.

В континентальных странах, традиционно наследующих римское право, единственно требуемым условием предоставлении правовой охраны со стороны авторского права является сам факт создания произведения. В отдельных законодательствах некоторых англосаксонских стран необходима материальная фиксация произведения, что исключает из-под охраны устные произведения. Это не относится к российскому закону, который признает в качестве защищаемых объектов авторского права и устные произведений. Кроме того, некоторые государства связывают охрану произведения с выполнением некоторых формальностей, таких как регистрация произведения. Такое решение принято Соединенными Штатами Америки, несмотря на то, что после их присоединения в 1988 году к Бернской конвенции эти формальности несколько облегчены. Подобной точки зрения российский законодатель не разделяет. П. 4 статьи 1259 ГК РФ указывает: "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей".

В литературе обычно высказывается мнение, что практически невозможно создание аналогичного произведения двумя разными лицами, независимо друг от друга. Невозможность создания самостоятельно аналогичного произведения было расценено законодателем как отсутствие необходимости в регистрации таких произведений, а также в осуществлении экспертизы на новизну, оригинальность. Охрана предоставляется автоматически с момента создания произведения в объективной форме. Тем не менее, такая правовая формулировка создает известные трудности при доказывании авторства на произведение в случае плагиата.

Несмотря на то, что ни Бернская Конвенция, ни соответственно ст. 1259 ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации авторских прав, ГК РФ в то же время не запрещает создателям произведения использовать процедуры, способствующие доказыванию их прав на произведение в случае возникновения спора в будущем. В настоящее время получила широкое распространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существует два основных способа регистрации авторских прав на произведение. К первому способу регистрации можно отнести или нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения. И в том и в другом случае в соответствии с законом нотариусу передается на хранение печатная копия исходного текста неопубликованного произведения автора и в специальном реестре осуществляется запись с указанием конкретной даты о выполнении нотариального действия. Также, в соответствии со статьей 85 Основ законодательства о нотариате нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Это означает, что автор имеет право на предъявление своего произведения нотариусу, который нотариально подтверждает время нахождения у автора произведения с указанием на экземпляре произведения соответствующего имени. В этом случае автор произведения сможет отстоять авторские права, предъявив такой документ в суде в качестве доказательства собственного авторства. Этот же документ подтвердит правомерность претензии к третьим лицам в случае нарушения ими авторских прав.

Вторым способом является регистрация авторского права в специально созданных по всему миру для этой цели организациях. Причем автор может сам добровольно выбрать, в какой из этих организаций ему выгоднее всего будет зарегистрировать свое произведение. В Российской Федерации произведения подлежат добровольной регистрации в Российском авторском обществе. Посредством такой регистрации удостоверяется факт существования произведения в объективной форме и на определенный момент времени, хотя такая регистрация и не дает никаких гарантий и преимуществ.

Доказательственная сила факта регистрации авторства на произведение в негосударственных организациями вызывает некоторые сомнения. Совершение удостоверительных действий данными субъектами в ГК РФ не зафиксировано. Статья 1232 ГК РФ говорит об обязательной государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, установленной нормами закона в отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности. В отношении объектов авторского права действует добровольная регистрация, на усмотрение самого автора. Весьма точно в этом отношении высказывание А. Минкова относительно дорогостоящей процедуры регистрации, осуществляемой негосударственными организациями, которая не лицензируется и не контролируется, и отсутствия ответственности за указание ложных сведений в предоставляемых такими организациями документах.[21] Количество организаций, оказывающих подобного рода услуги с каждым годом растет. В этой связи представляется весьма затруднительным определить достоверность такой регистрации при использовании в качестве доказательств авторства в суде. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования данной деятельности делает предпочтительным использование нотариальных процедур удостоверения.

Хотя регистрация авторского права на неопубликованные произведения и не носит в настоящее время обязательного характера, она в некоторой степени может помочь автору при защите его авторских прав в суде. В первую очередь речь идет о плагиате. Ведь доказать факт создания произведения, опубликованного под именем другого лица, весьма проблематично. Рукопись, лежащая в столе ее подлинного автора и не дающая возможность определить дату ее написания, ставит перед законным создателем такого произведения проблему подтверждения своего авторства. Однако, ни нотариус, ни общественные организации, занимающиеся регистрацией, не могут оценить и проконтролировать подлинность сведений, предоставляемых автором, поэтому данные процедуры не устанавливают авторство, так как не закрепляют факт создания произведения конкретным субъектом.

Существует еще один способ защиты прав автора, без регистрации последних. Видимо данный способ подсказала сама практика. Можно обезопасить свое произведение, отправив его по своему почтовому адресу заказным письмом, которое не надо вскрывать после получения. При этом на произведении должно значиться имя автора произведения и почтовый штемпель с указанием точной даты отправления письма. При доказывании авторства в суде автору будет достаточно сослаться на даты почтовых штемпелей на конверте с произведением. Следует учесть, что указанный способ защиты авторских прав на практике не применим, в частности, к произведениям живописи, скульптуры, дизайна.

Большая советская энциклопедия понимает соавторство как совместную принадлежность двум или нескольким гражданам авторского права на произведение литературы, науки или искусства либо права авторства и других прав на открытие, изобретение. С правовой точки зрения данное определение не вполне верно, так как авторские права включают в себя не только личные неимущественные права, но и исключительные (имущественные), которые, в свою очередь, могут принадлежать лицам, иным чем автор произведения (правообладателям). При этом такие лица не могут быть признаны соавторами, потому что не участвовали в создании произведения, а лишь приобрели права по авторскому договору.

Издательский словарь - справочник определяет соавторство как совместный творческий труд двух или более лиц над созданием произведения. Однако соавторство возникает на конкретный результат такого труда, имеющий творческий характер и созданный авторами путем приложениями ими совместных усилий. Сам процесс такого создания, конкретная деятельность, работа соавторства не порождают. Право авторства и другие авторские права возникают только с момента создания произведения, выраженного в какой-либо объективной форме (в виде написанного романа, нарисованной картины, публичного произнесения стихов собственного сочинения, публичного исполнения авторской песни и т.п.).

В связи с этим следует выделить основные признаки соавторства, на основании которых можно было бы дать его понятие.

Во-первых, соавторство возникает на совместно достигнуты творческий результат. Как уже было сказано, речь не может идти о соавторстве, если еще нет произведения как объекта авторского права. То есть соавторство появляется только тогда, когда есть результат совместной творческой деятельности и вместе с таким результатом (пьесой или скульптурой, созданными несколькими лицам, стихами и музыкой в совместном музыкальном произведении).

Во-вторых, соавторами не являются лица, чей вклад в создание произведения не носит творческого характера. Например, машинистка, помогающая писателю печатать его повесть или роман, выступает в роли простого исполнителя технической функции. Корректор, исправляющий орфографические и пунктуационные ошибки, только помогает автору устранить все не замеченные им в оригинале смысловые, логические, фактические и иные погрешности. Соавтором признается тот, результат труда которого является творческим, тот, кто создал своими действиями оригинальное и новое произведение, охраняемое нормами авторского законодательства. По этой причине не включаются в авторский коллектив лица, чья идея была положена в основу произведения, также как и те, кто сообщил факты, нашедшие впоследствии отражение в произведении. Ведь ни идеи, ни факты не являются объектами авторского права.

В-третьих, характерным признаком соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Следует иметь в виду, что совместный творческий труд вовсе не означает коллективную работу всех авторов сообща в конкретном месте и в установленное время, хотя и не отрицает такую возможность. Важно не то, каким образом осуществлялось взаимодействие авторов в процессе создания коллективного произведения (посредством тесного личного сотрудничества, обмена электронными письмами, ограничившись только согласованием структуры и формы изложения материала), а существование изначальной направленности на создание единого произведения. А.П. Сергеев указывает, что "коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого".[22]

В-четвертых, соавторство как правило возникает на основании соглашения о соавторстве. Гражданский кодекс не содержит такого вида договора. Он относится к разряду непоименованных. Предлагается понимать под таким договором соглашение двух или более лиц, в силу которого они принимают на себя взаимные обязательства по созданию коллективного произведения путем совместных творческих усилий. Договор о соавторстве может быть заключен в любой форме и на любой стадии работы над произведением. При этом такой договор должен не нарушать авторских прав и законных интересов третьих лиц. Само по себе соглашение о соавторстве не порождает соавторства. Для возникновения авторских прав на одно произведение у нескольких лиц, необходимы непосредственное творческое участие в его создании, а также воплощенный в объективной форме творчески результат совместной деятельности. Более того, соглашение о соавторстве вообще не рассматривается в качестве юридического факта, в силу которого соавторство возникает. В силу закона соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии такого соглашения. Последнее направлено на урегулирование прав и обязанностей его участников (авторов), может содержать положения о распределении авторского вознаграждения, полномочия по использованию произведения в целом и отдельных его частей. Но правопорождающей природой авторское соглашение не обладает.

Соавторство имеет свою специфику исчисления срока правовой охраны исключительных прав на коллективное произведение. Согласно статье 1281 ГК РФ исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Данная статья корреспондирует норме статьи 7bis Бернской конвенции. П. 35 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 июня 2006 года уточняет,[23] что данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение.

Таким образом, соавторство можно определить как права нескольких авторов на созданное ими в процессе совместной творческой деятельности произведение, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Результатом соавторства является совместное коллективное произведение, имеющее творческий характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: