Общее понятие о языке и речи

Общее понятие о языке и речи.

Психологические теории речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Особенности развития речи в онтогенезе.

Проблема единиц анализа речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – М.: Смысл, 1997.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, т.1, 1992.

5. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

6. Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолго-социальный институт, Изд-во «Флинта», 1998.

7. Немов Р.С. Психология./Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1990.

8. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 1998.

9. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. / Учебник. – М.: Academ A, 1998.

11. Психологический словарь./ В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.И. Лубовский и др. – М.: «Педагогика-пресс», 1996.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. – М.: «Педагогика», 1989.

13. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, отв. ред. В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1989.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

В психологической науке речь понимается каксистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их различие заключается в следующем:

Язык Речь
Система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл Психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка.
Изучается специальной наукой - языкознанием (лингвистикой) Изучается разделом психологии – психолингвистикой
Язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением Речь без усвоения языка невозможна
Исторически сложившееся средство общения, отражает психологию народа Выражает психологические особенности отдельно взятого человека
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы.

Речь выполняет определенные функции:

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах:

ФОРМЫ РЕЧИ ВИДЫ РЕЧИ
Внутренняя речь Внешняя речь Письменная Устная
Диалогическая Монологическая

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: