Общее понятие о языке и речи.
Психологические теории речи.
Анатомо-физиологические механизмы речи.
Особенности развития речи в онтогенезе.
Проблема единиц анализа речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – М.: Смысл, 1997.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, т.1, 1992.
5. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
6. Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолго-социальный институт, Изд-во «Флинта», 1998.
7. Немов Р.С. Психология./Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1990.
8. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 1998.
9. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
|
|
10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. / Учебник. – М.: Academ A, 1998.
11. Психологический словарь./ В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.И. Лубовский и др. – М.: «Педагогика-пресс», 1996.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. – М.: «Педагогика», 1989.
13. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, отв. ред. В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1989.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
В психологической науке речь понимается каксистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их различие заключается в следующем:
Язык | Речь |
Система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл | Психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. |
Изучается специальной наукой - языкознанием (лингвистикой) | Изучается разделом психологии – психолингвистикой |
Язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением | Речь без усвоения языка невозможна |
Исторически сложившееся средство общения, отражает психологию народа | Выражает психологические особенности отдельно взятого человека |
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл | Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства |
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы.
|
|
Речь выполняет определенные функции:
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах:
ФОРМЫ РЕЧИ | ВИДЫ РЕЧИ | ||
Внутренняя речь | Внешняя речь | Письменная | Устная |
Диалогическая | Монологическая |
Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и наоборот, вялой, бедной.
Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.