Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.
Функции представлений следующие:
А) Сигнальная, сущность которой состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.
Б) Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
В) Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.
Отмечаются следующие особенности представлений:
- Обобщенность образов;
- Схематичность;
- Привязанность к конкретным условиям;
- Высокая степень осмысленности;
- Уточненность образов;
- Относительная полнота образов.
Представления разделяют по различным основаниям.
А) По видам анализаторов:
- зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
- слуховые (представления музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление запаха);
- осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее);
- двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Б) По степени обобщенности:
- единичные – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;
- общие – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
В) По степени проявления волевых усилий:
- непроизвольные – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека;
- произвольные – это представления, возникающие у человека под воздействием волевых усилий, в интересах поставленной им цели.
Г) По продолжительности:
- оперативные представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;
- кратковременные представления, длящиеся непродолжительные по времени. Например, студенту на семинаре требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может забыть;
- долговременные представления сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто (это, в основном, профессиональные представления).