А что же происходит в России?
Вообще в 2002-2010 г.г. в РФ действовала ФЦП «Электронная Россия” среди результатов которой значилось построение электронного правительства и "повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с гражданами на основе использования современных ИКТ". Сегодня, глядя на ее безусловно благие цели и задачи, не так-то просто найти среди них безоговорочно достигнутые. Яркий пример: доля государственного электронного межведомственного документооборота к моменту завершения ФЦП должна была составить 40% от всего объема циркулирующих документов, но на деле не превышает 10%. С доступом чиновников в интернет, и их навыками работы на компьютерах, также многое неясно.
Пример 1. Подмосковье, 2010 год. Гражданка России с пропиской в Миассе Челябинской области отметила свое 45-летие и вспомнила о том, что настало время менять паспорт. У нее была регистрация по месту пребывания, а потому, чтобы получить новый документ, не пришлось ехать в родной город. Гражданка собрала справки, заполнила бланки и пришла в отделение УФМС. После нескольких часов, проведенных в живой очереди, она попала в заветный кабинет. Гражданке повезло, ее документы были оформлены верно, и сначала показалось, что снова испытывать все прелести коридорной жизни паспортного стола не придется.
|
|
"Нужен адрес УФМС по Миассу, чтобы отправить запрос на проверку ваших данных", — вдруг пробурчала, не поднимая глаз, паспортистка. Гражданка России в ответ пожала плечами: "Может быть, вы посмотрите в интернете?" Сотрудница паспортного стола со словами "У нас нет интернета" упаковала запрос в конверт и вручила его посетительнице: "Найдите адрес сами, впишите и отправьте письмо. Ответ придет через несколько месяцев, тогда и сделаем паспорт. Звоните, уточняйте. Следующий".
Пример 2. простейшая государственная услуга – все та же замена российского паспорта по причине достижения определенного возраста. Список документов, необходимых для получения этой услуги, можно найти на известном портале. А вот с местом, куда надо обратиться, возникает проблема. Тот же портал отправит вас в районное отделение УФМС (здесь и далее речь идет о г.Москва). Однако когда вы приедете туда, окажется, что прием документов на паспорт на деле производится в паспортном столе ДЭЗ, адрес которого придется искать самостоятельно, поскольку сотрудники УФМС на такого рода вопросы отвечают: “По месту жительства”. Получать готовый паспорт придется все-таки в УФМС
Надо сказать, что судьба "Электронной России" была непростой. Контроль за программой долгое время не могли поделить между собой Минэкономразвития и Минсвязи. Несмотря на рост благосостояния государства, бюджет программы сокращался. Из года в год все чаще вместе со словами "государство" и "информатизация" звучали слова "коррупция" и "откаты". Бесславную историю "Электронной России" в 2009 году красочно проиллюстрировали заявления первых лиц страны. "До сих пор поставленных в рамках этой программы базовых задач мы не добиваемся", — констатировал Владимир Путин. Дмитрий Медведев был не столь дипломатичен. "Никакого электронного правительства нет, все это — химера", — отрезал он.
|
|
20 октября 2010 г. была принята следующая ФЦП "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". Программа "Информационное общество" получилась нетипичной по сравнению со всеми существующими в России федеральными целевыми программами. Они, как правило, ставили целью развитие каких-то конкретных сфер (жилье, научные и педагогические кадры, безопасность дорожного движения), а новая программа задумывалась как стратегия проникновения современных технологий во все сферы жизни россиян. А потому, кроме главного исполнителя — Минкомсвязи, у программы появился целый список соисполнителей. В него попали Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, а также органы власти субъектов федерации.
Внешние и внутренние проекты ФЦП «Информационное общество” см. К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\ФЦП информационное общество.doc
Выделенный на ближайшие три года бюджет ФЦП – 9,3 млрд.руб.
Таблица 2. 10 самых дорогих проектов "Информационного общества"*
Место | Название мероприятия | Ответственное ведомство | Затраты на 2011 г., млн руб. | Затраты на 2011-2013 гг.**, млн руб. |
Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента, аппарата Правительства и Федерального собрания | ФСО | |||
Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде | Минэкономразвития | |||
Создание национальной программной платформы | Минкомсвязи | |||
Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) | Минкомсвязи | |||
Создание национальной платформы облачных вычислений | Минкомсвязи | |||
Развитие средств поиска информации по различным видам контента | Минкомсвязи | |||
Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства | Минэкономразвития | |||
Развитие мероприятия "Электронный регион" | Минкомсвязи | |||
Формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия | Минкомсвязи | |||
Создание единого интернет-портала о культуре России | Минкомсвязи |
Как "Информационное общество" изменит жизнь простых граждан
- Чтобы получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса и через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие обновленного статуса в соответствующей базе данных.
- Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в интернете.
(Интернет-проект «Демократор» (www.democrator.ru) - это унифицированная информационная система общего пользования (далее по тексту - информационная система), предназначенная для публичного обсуждения проблем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и др.) открытых публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов.
Владельцем информационной системы «Демократор» является ООО «Демократор»)
|
|
- Чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге
(18 августа 2011 г. Анатолий Чубайс на встрече с Владимиром Путиным представил премьер-министру планшетный компьютер, «способный заменить весь комплект учебников по всем дисциплинам». Легкий и вандалоустойчивый планшет основан на технологии «некремниевой электроники», его цена составит около 12 тыс. руб.Этопланшет разработки компании Plastic Logic, одного из лидеров «некремниевой электроники», которая стремится выйти на потребительский рынок с 2008 г. https://zoom.cnews.ru/news/item/451915).
- Чтобы сдать налоговую отчетность, не нужно будет ни разу посещать налоговую инспекцию.
- Чтобы получить консультацию специалиста, не понадобится ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (с такой сетью уже идут скандалы К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\Хулиганское\Министерство здравоохранения решило создать социальную сеть для.doc)
- Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым каналом связи, расположенным в шаговой доступности.
- Чтобы отобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет открыть электронный каталог любой библиотеки на всей территории страны.
- Чтобы приступить к выполнению своей работы, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть (телеработа)
- Чтобы заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью
- Чтобы купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.
Теперь собственно о том, чего достигла наша страна на пути к электронному правительству. В настоящий момент на сайте cnews готовится аналитический обзор “ИТ в органах госвласти 2011» (https://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/). По состоянию же на прошедший 2010 год можно сделать следующие выводы.
|
|
К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\cnews_50_Электронное правительство.pdf
Рейтинг развития электронного правительства в России.
Заслуживающий отдельного внимания, портал для контактов физических и юридических лиц с правительственными организациями и учреждениями на всех уровнях, сайт www.gosuslugi.ru.
Справочно-информационный портал «Государственные услуги» является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также о возможности получения этих услуг.
С точки зрения пользователя сервер госслужб должен включать четыре главные функциональные возможности:
1. Регистрацию. Начальный механизм, обеспечивающий безопасный доступ к системе. Здесь собирается информация о пользователе, проверяется ее правильность. Зарегистрировавшись, пользователь “подписывается” на доступные для него услуги.
2. “Удостоверение личности” пользователя. Предполагает аутентификацию пользователя и обеспечение различных уровней безопасности, зависящее от важности операции. Для этого могут использоваться различные технологии: ПИН-код (идентификационный номер), электронный сертификат, “электронный паспорт” (идентификация по голосу, сканирование сетчатки глаза).
3. Предоставление доступа к услугам. После прохождения первых двух этапов, данные об интересующей пользователя операции направляются в одну из служб электронного правительства для обработки.
4. Механизм обратной связи. Позволяет пользователю получить ответ на запрос, получить информацию о ходе рассмотрения его обращения.
Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление.
Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. В настоящий момент портал работает в тестовом режиме.
Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего откроется список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.
Для удобства поиска можно воспользоваться следующими классификаторами: тематическим, по категориям пользователей, по ведомствам. Кроме того организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.
В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано, или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение размещены в соответствующих рубриках. В рубрике «Консультирование» содержатся подробная информация о порядке и способах обращения за консультацией.
1 апреля 2010 годан на портале https://www.gosuslugi.ru/ru/ начал работу раздел «Личный кабинет», по состоянию на конец апреля 2010 более 12 тысяч человек прошли регистрацию полностью и получили возможность обратиться в электронном виде за услугами.
Зарегистрировавшись в «Личном кабинете» можно обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайновыми сервисами. На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Зарегистрированные пользователи могут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна для получения с использованием возможностей портала.
Помимо информации о государственных услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме услуги (рубрика «Последние публикации»), полезная практическая информация, также комментирующая конкретную услугу или близкие ей, содержится в рубрике «Вопрос — Ответ». Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму Обратной связи предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса.