Сложности и достижения на пути к e-goverment в России

А что же происходит в России?

Вообще в 2002-2010 г.г. в РФ действовала ФЦП «Электронная Россия” среди результатов которой значилось построение электронного правительства и "повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с гражданами на основе использования современных ИКТ". Сегодня, глядя на ее безусловно благие цели и задачи, не так-то просто найти среди них безоговорочно достигнутые. Яркий пример: доля государственного электронного межведомственного документооборота к моменту завершения ФЦП должна была составить 40% от всего объема циркулирующих документов, но на деле не превышает 10%. С доступом чиновников в интернет, и их навыками работы на компьютерах, также многое неясно.

Пример 1. Подмосковье, 2010 год. Гражданка России с пропиской в Миассе Челябинской области отметила свое 45-летие и вспомнила о том, что настало время менять паспорт. У нее была регистрация по месту пребывания, а потому, чтобы получить новый документ, не пришлось ехать в родной город. Гражданка собрала справки, заполнила бланки и пришла в отделение УФМС. После нескольких часов, проведенных в живой очереди, она попала в заветный кабинет. Гражданке повезло, ее документы были оформлены верно, и сначала показалось, что снова испытывать все прелести коридорной жизни паспортного стола не придется.

"Нужен адрес УФМС по Миассу, чтобы отправить запрос на проверку ваших данных", — вдруг пробурчала, не поднимая глаз, паспортистка. Гражданка России в ответ пожала плечами: "Может быть, вы посмотрите в интернете?" Сотрудница паспортного стола со словами "У нас нет интернета" упаковала запрос в конверт и вручила его посетительнице: "Найдите адрес сами, впишите и отправьте письмо. Ответ придет через несколько месяцев, тогда и сделаем паспорт. Звоните, уточняйте. Следующий".

Пример 2. простейшая государственная услуга – все та же замена российского паспорта по причине достижения определенного возраста. Список документов, необходимых для получения этой услуги, можно найти на известном портале. А вот с местом, куда надо обратиться, возникает проблема. Тот же портал отправит вас в районное отделение УФМС (здесь и далее речь идет о г.Москва). Однако когда вы приедете туда, окажется, что прием документов на паспорт на деле производится в паспортном столе ДЭЗ, адрес которого придется искать самостоятельно, поскольку сотрудники УФМС на такого рода вопросы отвечают: “По месту жительства”. Получать готовый паспорт придется все-таки в УФМС

Надо сказать, что судьба "Электронной России" была непростой. Контроль за программой долгое время не могли поделить между собой Минэкономразвития и Минсвязи. Несмотря на рост благосостояния государства, бюджет программы сокращался. Из года в год все чаще вместе со словами "государство" и "информатизация" звучали слова "коррупция" и "откаты". Бесславную историю "Электронной России" в 2009 году красочно проиллюстрировали заявления первых лиц страны. "До сих пор поставленных в рамках этой программы базовых задач мы не добиваемся", — констатировал Владимир Путин. Дмитрий Медведев был не столь дипломатичен. "Никакого электронного правительства нет, все это — химера", — отрезал он.

20 октября 2010 г. была принята следующая ФЦП "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". Программа "Информационное общество" получилась нетипичной по сравнению со всеми существующими в России федеральными целевыми программами. Они, как правило, ставили целью развитие каких-то конкретных сфер (жилье, научные и педагогические кадры, безопасность дорожного движения), а новая программа задумывалась как стратегия проникновения современных технологий во все сферы жизни россиян. А потому, кроме главного исполнителя — Минкомсвязи, у программы появился целый список соисполнителей. В него попали Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, а также органы власти субъектов федерации.

Внешние и внутренние проекты ФЦП «Информационное общество” см. К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\ФЦП информационное общество.doc

Выделенный на ближайшие три года бюджет ФЦП – 9,3 млрд.руб.

Таблица 2. 10 самых дорогих проектов "Информационного общества"*

Место Название мероприятия Ответственное ведомство Затраты на 2011 г., млн руб. Затраты на 2011-2013 гг.**, млн руб.
  Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента, аппарата Правительства и Федерального собрания ФСО    
  Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде Минэкономразвития    
  Создание национальной программной платформы Минкомсвязи    
  Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Минкомсвязи    
  Создание национальной платформы облачных вычислений Минкомсвязи    
  Развитие средств поиска информации по различным видам контента Минкомсвязи    
  Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития    
  Развитие мероприятия "Электронный регион" Минкомсвязи    
  Формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия Минкомсвязи    
  Создание единого интернет-портала о культуре России Минкомсвязи    

Как "Информационное общество" изменит жизнь простых граждан

  • Чтобы получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса и через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие обновленного статуса в соответствующей базе данных.
  • Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в интернете.

(Интернет-проект «Демократор» (www.democrator.ru) - это унифицированная информационная система общего пользования (далее по тексту - информационная система), предназначенная для публичного обсуждения проблем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и др.) открытых публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов.
Владельцем информационной системы «Демократор» является ООО «Демократор»
)

  • Чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге

(18 августа 2011 г. Анатолий Чубайс на встрече с Владимиром Путиным представил премьер-министру планшетный компьютер, «способный заменить весь комплект учебников по всем дисциплинам». Легкий и вандалоустойчивый планшет основан на технологии «некремниевой электроники», его цена составит около 12 тыс. руб.Этопланшет разработки компании Plastic Logic, одного из лидеров «некремниевой электроники», которая стремится выйти на потребительский рынок с 2008 г. https://zoom.cnews.ru/news/item/451915).

  • Чтобы сдать налоговую отчетность, не нужно будет ни разу посещать налоговую инспекцию.
  • Чтобы получить консультацию специалиста, не понадобится ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (с такой сетью уже идут скандалы К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\Хулиганское\Министерство здравоохранения решило создать социальную сеть для.doc)
  • Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым каналом связи, расположенным в шаговой доступности.
  • Чтобы отобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет открыть электронный каталог любой библиотеки на всей территории страны.
  • Чтобы приступить к выполнению своей работы, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть (телеработа)
  • Чтобы заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью
  • Чтобы купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.

Теперь собственно о том, чего достигла наша страна на пути к электронному правительству. В настоящий момент на сайте cnews готовится аналитический обзор “ИТ в органах госвласти 2011» (https://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/). По состоянию же на прошедший 2010 год можно сделать следующие выводы.

К теме 9. Дополнительные материалы_гиперссылки\cnews_50_Электронное правительство.pdf

Рейтинг развития электронного правительства в России.

Заслуживающий отдельного внимания, портал для контактов физических и юридических лиц с правительственными организациями и учреждениями на всех уровнях, сайт www.gosuslugi.ru.

Справочно-информационный портал «Государственные услуги» является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также о возможности получения этих услуг.

С точки зрения пользователя сервер госслужб должен включать четыре главные функциональные возможности:

1. Регистрацию. Начальный механизм, обеспечивающий безопасный доступ к системе. Здесь собирается информация о пользователе, проверяется ее правильность. Зарегистрировавшись, пользователь “подписывается” на доступные для него услуги.

2. “Удостоверение личности” пользователя. Предполагает аутентификацию пользователя и обеспечение различных уровней безопасности, зависящее от важности операции. Для этого могут использоваться различные технологии: ПИН-код (идентификационный номер), электронный сертификат, “электронный паспорт” (идентификация по голосу, сканирование сетчатки глаза).

3. Предоставление доступа к услугам. После прохождения первых двух этапов, данные об интересующей пользователя операции направляются в одну из служб электронного правительства для обработки.

4. Механизм обратной связи. Позволяет пользователю получить ответ на запрос, получить информацию о ходе рассмотрения его обращения.

Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление.

Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. В настоящий момент портал работает в тестовом режиме.

Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего откроется список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.

Для удобства поиска можно воспользоваться следующими классификаторами: тематическим, по категориям пользователей, по ведомствам. Кроме того организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.

В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано, или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение размещены в соответствующих рубриках. В рубрике «Консультирование» содержатся подробная информация о порядке и способах обращения за консультацией.

1 апреля 2010 годан на портале https://www.gosuslugi.ru/ru/ начал работу раздел «Личный кабинет», по состоянию на конец апреля 2010 более 12 тысяч человек прошли регистрацию полностью и получили возможность обратиться в электронном виде за услугами.

Зарегистрировавшись в «Личном кабинете» можно обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайновыми сервисами. На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Зарегистрированные пользователи могут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. Также в «Личном кабинете» по номеру документа можно отследить статус своего обращения. Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна для получения с использованием возможностей портала.

Помимо информации о государственных услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме услуги (рубрика «Последние публикации»), полезная практическая информация, также комментирующая конкретную услугу или близкие ей, содержится в рубрике «Вопрос — Ответ». Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму Обратной связи предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: