Если ситуационные модели в памяти могут быть поняты как формы когнитивной реконструкции таких фрагментов мира, которые мы назвали ситуациями, то возможно, что структура таких реальных ситуаций в чем-то аналогична моделям. Впрочем, в онтологии и эпистемологии давно предполагали, что структура „того, что существует", тесно связана с тем, „что мы (можем) знать" о действительности. В самом деле, как указывает Джонсон-Лэйрд (1983), мы постигаем действительность только через наши модели (см. также L i p p m a n п, 1922). Это значит, что наши интуитивные, общепринятые понятия и категории, используемые для интерпретации действительности, на самом деле являются понятиями и категориями, составляющими наши модели действительности. Так, мы обычно выделяем различные дискретные сущности, такие, как предметы и лица, а не представляем себе действительность как недискретную массу. Подобным же образом мы выделяем разные естественные категории разного рода сущностей, например столы, стулья, женщин, теории. Кроме того, единичные объекты, принадлежащие к какой-либо категории, могут рассматриваться как обладающие определенными свойствами или участвующие в каких-либо отношениях. И, наконец, объекты, обладающие такими свойствами или находящиеся в таких отношениях, производят процессы, события или действия, то есть „факты" некоторой реальной или воображаемой ситуации. Эти различные типы явлений фигурируют и в логических моделях, упомянутых выше. Но между реальными ситуациями и их когнитивными соответствиями существуют и различия, например:
|
|
1. Поскольку мы не можем и не должны знать все фак
ты, относящиеся к миру, для когнитивных моделей типич
на фрагментарность и неполнота.
2. Модели могут репрезентировать реальные ситуа
ции на различных уровнях обобщения. Так, мы можем
в самом общем виде представить в модели сложное дей
ствие „Джон побывал в поездке по Португалии",тог да
как в действительности это действие заключает в себе чрез
вычайно сложную и непрерывную последовательность со
бытий, действий, объектов и людей, только небольшое
подмножество которых фигурирует в модели.
3. Входящие в модель понятия не произвольны, они
отражают социально значимую интерпретацию ситуаций
Например, передача предмета от одного лица другому в определенной социальной ситуации может рассматриваться как „подарок".
4. Несмотря на социальную обусловленность концептуального представления ситуаций, когнитивные модели являются, конечно, личными, то есть субъективными. Одна и та же ситуация может быть проинтерпретирована различными способами, с различных точек зрения, с различными целями, если это делают разные люди.
Эти и другие специфические черты когнитивных моделей были описаны, иногда в различных терминах, в ряде исследований в области социальных наук, и их следует принимать во внимание в нашей теории структуры моделей в памяти. И, напротив, наша теория когнитивных моделей предлагается как систематическое объяснение хорошо известных особенностей „понимания мира", упомянутых выше.