- Иерархические структуры репрезентаций текста, модели и сценарии, существующие в памяти, способствуют быстрому и эффективному поиску с помощью разнообразных стратегий извлечения информации, например направленному сверху вниз в соответствии с релевантными субкатегориями. Этим можно объяснить факт лучшего запоминания макроструктур некоторых действий или текстов: они расположены в верхних уровнях имеющихся у нас ментальных моделей этих событий; вместе с тем они определенным образом организуют большой массив информации и этим они отличаются от детализированной информации, представленной на низших уровнях иерархии. Если основные топики текста соответствуют основным событиям, заложенным в модели, то относительно легко вспомнить, чему вообще был посвящен текст, в то время как подробности микроструктурной информации или стилистические обороты могут вскоре легко забыться. Иногда оценочные суждения, извлеченные из деталей описания, например об источнике текста, его авторе и главных действующих лицах, могут лучше запомниться, чем сами эти детали. Как мы видим, эффективные, гибкие стратегии вместе с разумной организацией накопленной информации лежат в основе удивительной способности человека обрабатывать в сравнительно короткое время сведения о бесконечном количестве событий, ситуаций, а также огромное количество текстов и при этом быть в состоянии извлекать какую-то часть информации для неоднократного использования в будущем.
Можно, наконец, предположить, что существует об-щая система контроля за организацией этой информации и правильным, успешным и целенаправленным управлением ею. Эта система следит за процессами извлечения информации из социальной и эпизодической памяти и использованием ее, а именно за тем, какие сценарии и модели задействованы в настоящий момент; исполь-
зуются сейчас; к какой информации обращаются и анализируют в рабочей памяти; какая информация должна перейти из этой краткосрочной памяти в эпизодическую, долговременную память. В процессе обработки текста контролирующая система определяет, какой из главных топиков (макропропозиций) или какая суперструктурная схема (или ее категории) наиболее релевантны на данном этапе. Отсюда следует, что такая контролирующая система является динамической: она постоянно адаптируется к происходящим процессам и управляет различными фазами обработки входящей и исходящей информации. И* одной из главных когнитивных функций заголовка в прессе является создание макроструктурной репрезентации в этой контролирующей системе. Одновременно с активизированными сценариями и моделями этот предварительно заданный топик будет далее направлять и облегчать, а иногда настраивать определенным образом понимание остальной части сообщения.
Суммируя изложенное, можно сказать, что когнитивная структура включает в себя: (1) репрезентации, существующие в эпизодической и социальной памяти, такие, как сценарии, установки и модели; (2) стратегические процессы, в рамках которых гибко используются, применяются и модифицируются, в соответствии с новой информацией, новыми условиями и пр., такие репрезентации; (3) систему контроля, которая управляет процессом поиска в памяти, активацией имеющихся знаний и их приложением, использованием макроструктур и суперструктур, переводом информации в разные виды памяти. Эта структура имеет отношение как к пониманию ситуаций, явлений, действий и текстов о них, так и к планированию действий, их производству или исполнению. Планирование вербального или другого действия означает лишь создание модели того, что мы намереваемся сделать в данной обстановке и времени, и конкретное произведение или исполнение речевого акта полностью находится под контролем такого плана-модели. На исполнение речевого акта одновременно влияет также и новая, подходящая к данной ситуации внешняя информация, релевантная для надлежащей реализации запланированного действия и накапливаемая в постоянной модели такого действия и его контекста. Каждое сообщение-новость подготавливают и пишут также под влиянием модели события-новости, модели одного из явлений массовой коммуникации (в модели могут быть отражены задачи сообщения, предельные сроки под-
1^-687
готовки, типы читателей и под.) и лежащих в ее основе социальных сценариев и установок.
Социальные репрезентации •I
Хотя приведенная нами картина когнитивной o6pa-v ботки текста предполагает использование менталистско-го подхода, нужно особо подчеркнуть, что такая обработка ориентирована и на социальные характеристики. Несмотря на то, что некоторые элементарные процессы и ограничения могут являться общими свойствами обработки информации человеком (например, предельные объемы памяти), а уникальное, присущее отдельному индивиду и основанное на фактах его биографии понимание может быть представлено в персональных моделях его опыта, эти процессы и репрезентации в значительной мере зависят от обработки социальной информации и социального общения. Знания, убеждения, установки,, владение языком, все другие типы общей информации приобретаются, используются и изменяются в различных социальных контекстах. Социальные субъекты постоянно выражают эти знания, проверяют и сравнивают их со знаниями других членов тех же социальных групп, в той же культуре, они предполагают, что такими знаниями обладают и другие участники социального взаимодействия, общения посредством дискурса. Сами структуры сценариев и моделей, возможно, образовались на основе нашего участия в социальном общении путем долгого и сложного обучения. Представляется, что это одна из причин существования в сценариях, моделях и даже в семантических репрезентациях и синтаксических структурах предложений и рассказов одинаковых формирующих категорий, таких, как обстановка, событие/действие и роли участников, вместо указаний на объемы, цвета или размеры, которые организуют наше визуальное восприятие. Иначе говоря, память и познание являются столь же социальными, сколь и ментальными феноменами. Или, точнее, у членов социума имеются общие социальные репрезентации различного типа, которые организуют их социальное общение и понимание (Farr and Mo'Scovici, 1984). В их распоряжении—варьируемые (в зависимости от типа культуры и часто основанные на групповых представлениях) схемы, относящиеся к участникам социального общения, группам, институтам, а также структурным взаимоотношениям ме-
жду ними (For.gas, 1981; Wyer and Srull, 1984; Fiske and Taylor, 1984; Has tie et al., 1980). Такая социальная категоризация не является произвольной. Осуществляемая путем обработки социальной информации в период первичной и вторичной социализации и коммуникации, социальная категоризация организована с учетом уже упомянутых параметров, таких, как пол, возраст, внешний вид, происхождение, род занятий, статус, обладание властью или личностные особенности. Каждая из этих категорий может далее ассоциироваться с наборами стереотипных критериев, обусловливающих такую категориза-•цию, например Нрототипические внешние данные, деятельность или социальную обусловленность их проявления. Как мы подробнее увидим в наших исследованиях по проблемам представления этнических меньшинств и скваттеров, такие же категории и критерии могут быть использованы и для организации информации о группах людей с отклоняющимся от нормы поведением, об этнических группах, иммигрантах или людях других национальностей (Hamilton, 1981; Fiske and T ay lor, 1984; van Dijk, 1987a). Подобные групповые схемы контролируют обработку социальной информации, то есть наше взаимодействие с членами этих групп или другие коммуникации, так или иначе связанные с участниками групп. Такие схемы в основном определяют построение нами моделей социальных встреч; внутри моделей могут быть выделены или получить большую или меньшую значимость определенные социальные субъекты или приписываемые им характеристики, которые, следовательно, будет легче припомнить в будущем. Если схемы являются по своему характеру негативными или основывающимися на недостаточной информации, их называют предвзятыми, сексист-скими, или расистскими. То же самое можно сказать и об интерпретации взаимодействия с членами групп, которым приписывают какие-либо врожденные или весьма характерные качества, ассоциируемые с полом, расовой принадлежностью, происхождением, внешностью, возрастом. В таких случаях когнитивные репрезентации будут варьировать у различных групп, в зависимости от со-циоэкономического и культурного статуса группы в социальной структуре. Когнитивные схемы, имеющиеся У членов какой-либо группы и отражающие информацию о тех, кто не принадлежит к данной группе, должны различаться, в зависимости от того, какое положение эта группа занимает (доминирующее или подчиненное), уча-
ствует ли она в разделении власти, заинтересована ли она в сохранении политики угнетения или она бросает вызов этой политике (Taj fel, 1981; Levin and Levin, 1982). Таким образом, групповые схемы играют центральную роль в более общей организации социальных, идеологически ориентированных установок; одновременно схемы •;. предоставляют материал для узаконивания прав этой " <• группы и ее деятельности в социальной структуре. Иначе говоря, структуры и содержание социальной памяти являются функцией нашего социального (группового) положения в обществе.
Такие же организационные принципы лежат в основе наших общих социальных репрезентаций о групповых или классовых отношениях, об общественных институтах и других социальных структурах. Категории, упоминаемые выше, относились к отдельным членам групп, но группам как целому также могут быть приписаны важные характеристики, такие, как численность группы, ее экономические возможности, обладание властью, статус. Так, исследование когнитивных репрезентаций и разговоров, относящихся к этническим меньшинствам, показывает, что люди с белым цветом кожи в Западной Европе и Северной Америке склонны представлять себе само существование людей с черным цветом кожи, иммигрантов или других меньшинств не только как сложную проблему, но и как угрозу государству, культуре, социоэкономическому положению (ср. вопросы жилья и обеспеченности работой), привилегиям, безопасности каждого и общему благосостоянию (van Dijk, 1984; van Dijk, 1987a).
Классовое самовосприятие — еще один тип категоризации в групповых схемах—характеризует явление, которое традиционно исследовалось в качестве классового сознания. Различные общественные институты могут быть охарактеризованы путем перечисления главных задач, стоящих перед ними, выполняемых ими функций, продуктов их деятельности или услуг, а также с помощью представления их внутренней (например, иерархической) организации, их возможностей, стандартных отношений с другими такими же заведениями или группами социальных субъектов. Здесь, однако, не место подробно описывать такие сложные схемы или детальные стратегии использования этих схем при обработке социальной информации. Релевантным для данного обсуждения является, однако, тот факт, что носители нашей культуры также обладают отличающимися друг от друга представлениями
о различных.средствах массовой информации, таких, например, как телевидение или газета. Читая газету, читатели руководствуются своими убеждениями и схемами установок, относящихся к газетам (или конкретной газете), чтобы направлять восприятие и извлекать из своей памяти и знаний необходимые суждения об изображенном в событиях-новостях. Институтам, ведающим коммуникацией, приписываются авторитетность или способность внушать доверие; например, аудитория может поверить в то, что теленовости более надежны и менее предвзяты, чем газетные сообщения (Bogart, 1981).
в