Цель работы: знакомство с основными свойствами и характеристиками грузов.
Задачи практической работы:
1. Изучить составляющие транспортной характеристики грузов, основные свойства, влияющие на условия перевозки и хранения грузов, используя литературу [11, 5, 6];
2. Для заданного груза определить номенклатурную позицию груза и его код по ЕТСНГ и ГНГ;
3. Выбрать подвижной состав и условия перевозки заданного груза. Исходные данные приведены в таблице 1;
4. Ответить на контрольные вопросы
Различают транспортную классификацию и классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.
На транспорте установлены следующие основные виды грузов:
наливной - жидкий груз, перевозимый навалом;
сухой – любой груз, кроме наливного;
навалочный – сухой груз, перевозимый без тары навалом;
насыпной – зерновой груз, перевозимый без тары;
штучный – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест;
генеральный – различные штучные грузы.
Каждая группа (вид) делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.
К навалочным грузам относится твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т.п. Указанные грузы принимаются к перевозке без счета мест. Навалочные грузы делятся на две группы:
· не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, руда);
· подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, минеральные удобрения).
Перевозка первой группы разрешается на ОПС, а второй – в универсальных крытых и специализированных цистернах.
Насыпные грузы допускаются к перевозке насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха.
Генеральные грузы – классифицируются по категориям (подгруппам):
· металлопродукция: – металл прокатный, профильный, листовой, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки и т.п.
· подвижная техника: – подвижные технические средства на гусеничном и колесном ходу;
· железобетонные изделия и конструкции: – шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки, фундаменты и т.п.
· контейнеры: – крупнотоннажные – масса брутто от 10 до 30 т, среднетоннажные – от 3 до 5 т, малотоннажные – от 0,625 до 1,25 т, универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т.п.;
Пакетированные грузы – грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нее: пакеты в обвязке (пленке), на поддонах, блок- и строп – пакеты;
Тарно-упаковочные и штучные – с массой одного места менее 500 кг, тяжеловесные с массой одного места более 500 кг, длинномерные и громоздкие – длина более 3 м, ширина 2,6 м, высота 2,1 м, негабаритные – высота свыше 4 м, ширина 2,5 м и выступающие за задний борт или край платформы ПС более чем на 2 м;
Катно-бочковые – бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, мотки и бухты и т.п.;
Лесоматериалы – круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, бревна, пиленый брус и т.п.;
Живность – относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птица всякая, живая рыба, раки и пчелы.
По свойствам и условиям транспортирования все грузы могут быть разделены на одиннадцать групп:
· скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой и низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;
· гигроскопичные – грузы, способные поглощать свободную влагу воздуха. Поглощение влаги некоторыми грузами приводит к изменению массы, объема, физико-химических свойств, к прямым порчам или порче груза. К таким грузам относится соль, мука, цемент и т.д.;
· грузы – аккумулирующие посторонние запахи (чай, хлебобулочные изделия);
· грузы – обладающие специфическими запахами. При совместной перевозке с некоторыми другими грузами может произойти порча грузов (нефтепродукты, рыбопродукты, парфюмерия);
· грузы – устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки (лесоматериалы, уголь каменный, материалы строительные);
· навалочные грузы – теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (калийная сера, колчедан, гранулированный шлак);
· навалочные грузы – подвергающиеся слеживаемости при длительном хранении или перевозке. В результате давления верхних слоев груза происходит потеря подвижности частиц продукта (цемент, глина);
· опасные грузы – вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужит причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц (взрывчатые вещества, газы, ядохимикаты);
· грузы, теряющие значительную массу в процессе хранении и перевозке (овощи, бахчевые и т.д.);
· живность – к данной группе относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птица всякая, живая рыба, раки и пчелы;
· грузы – продукция машиностроения.
По условиям и способам хранения различают три группы грузов:
· ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. Хранение данных грузов осуществляется в закрытых складах. К ним относятся грузы скоропортящиеся, промышленные и продовольственные товары и т.д. (боящиеся атмосферных осадков);
· грузы, не подверженные воздействию температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче. Эти грузы хранят в крытых складах или на открытых площадках под навесом (бумага, хлопок, ткани);
· грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды. Их хранят на открытых площадках (контейнеры, уголь, лес).
Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, в зависимости от основных свойств, способов размещения и крепления в вагоне подразделяются на три группы:
· сыпучие и кусковые, перевозимые навалом. Дополнительного крепления в вагоне они не требуют, устойчивость в процессе перевозки обеспечивают борта платформы и стенки подвижного состава (песок, балласт, руда);
· штучные грузы. Закрепление данных грузов после погрузки производится в соответствии Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах [13] (машины, трактора).
· штабельные грузы, представляют собой однородные по геометрической форме и размерам предметы, укладываемые в несколько ярусов по высоте и в один или несколько штабелей по длине вагона. Закрепление данных грузов после погрузки производится в соответствии Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах [13] (трубы, пиломатериалы).
Полный перечень грузов, перевозимый навалом и на открытом подвижном составе, приведен в Правилах перевозок грузов железнодорожном транспорте [6].