Расчет перерабатывающей способности весов

Цель работы: познакомиться со способами определения массы различных грузов. Изучить основной параметр вагонных и товарных весов – пропускную и перерабатывающую способности соответствующих весов.

Задачи практической работы:

1. Рассчитать пропускную способность весов.

2. Рассчитать перерабатывающую способность весов.

Исходные данные представлены в таблице 4.

Железные дороги несут материальную ответственность за сохранность принятых к перевозке грузов. Часто количественная недостача грузов возникает в результате неправильного определения его массы. Так же измерение массы груза способствует контролировать использование грузоподъемности вагонов, исключает возможность их перегрузки, угрожающего безопасности движения поездов. Правильное определение массы позволяет получить объективные данные для учета выполнения плана погрузки и перевозки грузов в тоннах и тонно-километрах. Кроме того, от массы груза зависит начисление провозной платы.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза должна быть определена и указана в накладной его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена по трафарету, по стандарту, расчётным путем, по обмеру или условно.

Масса тарных и тарно-штучных грузов определяется только по трафарету, который должен быть нанесен отправителем на грузовых местах до предъявления к перевозке, или по стандарту.

Масса грузов, перевозимых насыпью или навалом, определяется взвешиванием на элеваторных или вагонных весах.

Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или по обмеру и установлению объема налитого груза с применением метрштока и специальных калибровочных таблиц, издаваемых ОАО «РЖД». При этом масса нефтепродуктов определяется только по замеру.

Пищевые грузы взвешивают на специальных весах, а при их отсутствии на товарных, а при их отсутствии по обмеру. Отправитель обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность продукта.

Масса грузов, перевозимых в полувагонах, лесных грузов и дров определяется условно.

О способе определения массы груза отправитель обязан указать в соответствующей графе накладной, что имеет важное значение, поскольку в зависимости от него устанавливается порядок выдачи груза получателю.

Масса груза в контейнерах определяется грузоотправителем. Грузоотправители и грузополучатели могут определять массу груза на любых типах весов. Взвешивание грузов на ЖД или с её участием должно осуществляться лишь на вагонных, товарных или элеваторных весах.

Существует множество типов весовых приборов, устройств для ремонта и обслуживания весов, приборы и устройства для проверки метрологических параметров весов.

Все весы различают по нескольким критериям: по назначению, по способу взвешивания, по принципу действия.

По назначению весы подразделяют на:

а) стационарные:

- товарные (врезные);

- элеваторные (бункерные);

- автомобильные;

- вагонные;

б) передвижные платформенные:

- гирные;

- шкальные;

- циферблатные.

По способу взвешивания весы подразделяются:

а) периодического действия (на которых груз взвешивается отдельными порциями):

- вагонные;

- товарные;

- крановые;

б) непрерывного действия (когда груз взвешивается непрерывно, в процессе перемещения):

- конвейерные;

- элеваторные;

По принципу действия весы бывают:

а) механические:

- рычажные;

- пружинные;

б) электромеханические:

- частотные;

- автоматические (электронные).

В зависимости от вида груза его масса может быть определена несколькими способами:

- на весах;

- по трафарету (по данным трафарета на грузовых местах о массе брутто и нетто;

- по стандарту, когда грузовое место имеет стандартную массу по документам или техническому паспорту (станок, оборудование, машина, механизм и т.д.);

- расчетным путем;

- по обмеру;

- условно.

Масса тарных и штучных грузов определяется по стандарту, по трафарету, который должен нанести отправитель на грузовые места, а также на весах.

Масса грузов, перевозимых насыпью или навалом, определяется взвешиванием на элеваторных или вагонных весах. В случае отсутствия весов масса грузов, перевозимых навалом, определяется по обмеру или расчетным путем. Масса по обмеру определяется по данным специальных таблиц, разработанных грузоотправителем, или умножением объема заполненной части кузова вагона на его объемную массу (массу груза, заключенную в единице объема). Расчетным путем целесообразно определять штабельные грузы, перевозимые без счета мест (лес, рельсы, пиломатериалы, трубы и др. изделия, имеющие одинаковую массу штуки или погонного метра).

Определение массы груза, перевозимого наливом в цистернах, производится путем взвешивания или по обмеру, т.е. специальной шкалой замеряется высота налива в цистерне и по специальным калибровочным таблицам, в зависимости от типа цистерны, устанавливается объем и масса налитого груза. При определении массы по обмеру отправитель обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность продукта.

Масса грузов, перевозимых в бункерных полувагонах, и малоценных грузов определяется условно.

Существует система обозначения весоизмерительных приборов общего назначения в виде буквенно – цифровой индикации.

Первая буква указывает на конструкцию грузоприемного устройства весов: Р – рычажно-механические, Т – электротензометрические.

Вторая буква определяет способ установки весов: Н – настольные, П – передвижные, С – стационарные.

Цифра после буквенных обозначений указывает наибольший предел взвешивания до 1000 кг в килограммах и свыше – в тоннах.

Буква после обозначения предела взвешивания соответствует виду указательного устройства весов: Г – коромысловое, гирное; Ш – коромысловое, шкальное; Ц – циферблатное; Д – цифропоказывающее.

Следующие цифры обозначают вид отсчета и снятия показаний весов: 1 – визуальный отсчет, 2 – документальная регистрация, 3 – отсчёт на месте установки весов, 4 – отсчет дистанционный.

Имеющиеся после этих цифр буквы, указывают на какие-либо особенности весов: Б – большая платформа, М – малая платформа, В – весы вагонные, А – весы автомобильные. Пример: РС-150-Ц-13-В

Пропускная способность вагонных весов определяется по формуле

, ваг/сут (6.1)

где Т – время работы вагонных весов, час;

nваг – среднее количество вагонов в группе, подаваемой на весы;

tв – время взвешивания группы вагонов, определяемая по формуле

, мин (6.2)

где α1, α2 – доля вагонов, взвешиваемых с расцепкой и без расцепки;

t1, t2 – время взвешивания вагона с расцепкой и без расцепки;

tпер – технический перерыв между взвешиваниями групп вагонов, необходимых для уборки одной группы вагонов и подачи следующей.

Время работы весов в сутки определяется по формуле

Т = 24 – (tвес + tрем), час (6.3)

где tвес – время на передачу дежурств приемосдатчиков, 0,3 часа;

tрем – среднее время простоя весов во всех видах ремонта в год.

Расчет среднего времени простоя весов в ремонтах производится на основе трудоемкости выполнения отдельных видов ремонта, их периодичности и состава бригады, занятой на ремонте:

, час (6.4)

где Кт, Кср, Кп – трудоемкость выполнения текущего, среднего и поверочного ремонтов;

ат, аср, ап – среднее число ремонтов данного вида, приходящееся на год;

tрд – продолжительность рабочего дня (7 час.);

nбр – состав бригады по ремонту весов (3 чел.).

Вагонные весы проходят следующие виды планово – предупредительного ремонта и поверок:

средний ремонт – один раз в два года с затратой 6 чел-дней;

текущий ремонт – три раза в год с затратой 2 чел-дня;

поверочный осмотр – три раза в год с затратой 1 чел-день.

Расчет перерабатывающей способности товарных весов производится по формуле

,т (6.5)

где α – коэффициент использования весов по грузоподъемности, рассчитываемый как отношение одновременно взвешиваемой партии груза к грузоподъемности весов

, (6.6)

где Qот – вес отвеса (вес одновременно взвешиваемой партии груза), т;

Qв – грузоподъемность весов;

Т – время работы весов в сутки, час (по формуле 6.3);

t'в – время взвешивания одной партии груза, час.

Время на взвешивания одной партии груза определяется согласно ЕНВ в зависимости от способа взвешивания, состава бригады грузчиков, упаковки груза, его веса. Кроме этого, время взвешивания одной партии груза можно определить по формуле

, час (6.7)

где Нвр – норма времени, чел/т, Нвр = 0,2 ÷ 0,3;

φ – коэффициент, учитывающий способ взвешивания, согласно [16],

φ = 1,5, если груз укладывается и снимается с весов вручную по одному грузовому месту;

φ = 1,2, при установке ан весы груза на тележках и тачках;

φ = 1,1, при взвешивании груза, уложенного на поддоны или пакетами, перемещаемого погрузчиком;

nгр – состав бригады грузчиков (nгр = 4 чел).

Рисунок 6.1 – Автомобильные весы

Рисунок 6.2 – Товарные передвижные весы

Рисунок 6.3 – Крановые весы

Рисунок 6.4 – Платформенные весы

Автомобильные весы Весы автомобильные электронные подходят для взвешивания любых автомобилей, в том числе, перевозящих жидкие и сыпучие грузы. Выпускаются автомобильные весы всех разновидностей: для взвешивания автомобиля с полным заездом на платформу (фундаментные, бесфундаментные и передвижные), весы для поосного взвешивания в движении, для поколесного, поосного и потележечного взвешивания в статике, электронные автомобильные подкладные (переносные) весы для мобильного взвешивания. Результаты взвешивания электронных автомобильных весов обрабатываются с помощью специализированного программного обеспечения с возможностью введения баз данных, распечатки отчетов, передачи данных в АСУ и множеством других функции. Весы автомобильные могут быть изготовлены в цифровом исполнении
Вагонные весы (железнодорожные) Вагонные весы (железнодорожные) применяются для взвешивания вагонов в статическом состоянии или для взвешивания в движении. Электронные вагонные (железнодорожные) весы для взвешивания в статике предназначены для измерения веса вагона с расцепкой или в составе поезда. Взвешивание в динамике происходит поосно или потележечно в зависимости от модификации вагонных (железнодорожных) весов. При необходимости заказа двух вагонных (железнодорожных) весов, для большей универсальности, экономии места и средств в одной установочной раме размещаются электронные весы для статического взвешивания (ВЖС) и весы динамические для поосного взвешивания (ВЖДП). Данная конструкция объединяет в себе преимущества двух типов весов, позволяя быстро взвешивать составы в движении, а в случае необходимости более точных показаний - в статическом положении.
Цифровые крановые весы Цифровые крановые весы предназначены для статического взвешивания грузов, подвешенных на крюк крана или тельфера в процессе погрузочно-разгрузочных работ или на этапах технологического цикла. Электронные крановые весы предназначены для взвешивания грузов как в производственных помещениях, так и на открытом воздухе при любых погодных условиях.
Платформенные весы Электронные платформенные (промышленные) весы предназначены для взвешивания тележек, ящиков и любых других грузов. Промышленные электронные весы имеют несколько модификаций: весы товарные платформенные, промышленные низкопрофильные, технические низкопрофильные, платформенные передвижные. Платформенные весы предназначены для взвешивания в статике массы груза с тарой и без тары. Промышленные платформенные имеют применение во всех отраслях промышленности: химической, военной пищеперерабатывающей, сельском хозяйстве, торговле, производстве, складах.
Весовые дозаторы Весовые дозаторы предназначены для дозирования и фасовки в любые мешки сыпучих и плохосыпучих материалов. Все весовые дозаторы имеют удобное управление, возможно реализация связи с ПК, терминалы дозаторов снабжены функцией количество отвесов и суммирования массы. Весовые дозаторы имеют широкие возможности по встройке в технологические линии. Под заказ изготавливаются весовые дозаторы с любыми параметрами
Весы Разнообразные весы: автомобильные, железнодорожные, платформенные, крановые, монорельсовые, для взвешивания животных
Дозаторы Весовые дозаторы, предназначенные для дозирования и фасовки в любые мешки сыпучих и плохосыпучих материалов
Транспортеры и конвейерные весы Весовые транспортеры (ленточные и рольганговые), конвейерные весы. Измеряют вес различных грузов при их непрерывном движении
Устройства взвешивания емкостей Применяются для взвешивания емкостей в любых условиях. Позволяют точно контролировать расход взвешиваемых жидкостей или продуктов и своевременно их пополнять
Терминалы Терминалы для отображения веса груза и управления процессом взвешивания. Для большинства весов терминал подбирается отдельно, в зависимости от Ваших условий эксплуатаций и необходимых функций

Таблица 4 – Исходные данные

  Номер варианта (последняя цифра суммы шифра студента)
                   
nваг                    
tпер, мин                    
α1 0,53 0,64 0,42 0,45 0,55 0,65 0,45 0,54 0,28 0,46
α2 0,51 0,42 0,62 0,55 0,45 0,40 0,56 0,46 0,72 0,58
t1, мин                    
t2, мин                    
Qв, т   0,5 1,5     0,5 1,5 0,5    
Qот, кг                    
φ 1,5 1,2 1,1 1,5 1,2 1,1 1,5 1,2 1,1 1,5

Контрольные вопросы

1. Классификация весов.

2. Способы определения массы груза.

3. От чего зависит перерабатывающая способность товарных весов?

4. От чего зависит пропускная способность вагонных весов?

5. Назначение буквенно – цифровой индикации весов.

6. Что определяется по весу груза, принятого к перевозке.

7. Как определяется масса груза, перевозимых наливом в цистернах?

8. Как определяется масса груза, насыпью или навалом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: