Аналогичную пищу для размышлений мы получим, если сравним анализируемый источник информации с другими средствами коммуникации. Ведь известно, что природные характеристики каждого средства накладывают определенные ограничения на форму сообщения. Сравним общие объемы вещания по разным типам информации в рамках радио и телевидения в январе—феврале 1990 г. (табл.19).
Таким образом, благодаря проведенным вовремя контент-аналити-ческим исследованиям советского радио и телевидения (группа анализа эффективности телевидения, факультет журналистики МГУ), мы располагаем сегодня информацией, какими они были в последнее (десятилетие XX в.; при необходимых финансовых затратах эти исследования могли бы быть воспроизведены для сравнения с российскими радио и телевидением начала XXI в.
Таблица 19
Доля передач разных типов в целом
На Всесоюзном радио и Центральном телевидении
(в % к общему объему вещания)
Всесоюзное радио | Центральное телевидение | |
Информативные передачи | ||
в т. ч. новости | ||
Художественно-культурологические передачи | ||
в т. ч. кинофильмы | - | |
радиоспектакли | - | |
Развлекательные передачи | ||
Спортивные передачи (помимо спорта в новостях) | - | |
Учебные передачи | - | |
Передачи для детей | ||
Религиозные передачи | - | - |
Реклама (в т. ч. анонс передач) |
Пожалуй, наиболее яркая примета времени — это отсутствие в тот период рекламы и религиозных передач. Сегодняшний исследователь должен будет решить для себя непростой вопрос, куда относить телесериалы. В любом случае, сравнение тут сделать легко, потому что тогда и их на телевидении не было.
|
|
В принципе эта проблема обращает нас к очень важной постановке вопроса: когда чего-то нет в информационном канале, означает ли это, что и в реальной социальной жизни этого нет? Пример с сериалами — самый простой.
На этот счет не может быть двух мнений: мы не можем считать свидетельством отсутствия чего-либо в реальности, если это не отражено в СМК.
314 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса