Метод – некоторая последовательность действий, которая приводит к нужному результату.
Научный метод – последовательность операций, которая позволяет найти необходимость, общее, в изучаемой области. Всякий метод основан на объективной закономерности. Метод – преобразованное знание о закономерности. Или знание закона, приспособленное для практического использования.
УРОВНИ:
1) Предельно общее, выходящее за предел науки, они везде применяемы.
2) Общенаучные методы, только в научном познании, во всех науках.
3) Рациональный метод.
4) Методы применяемые в отдельных науках.
5) Методики в специфических областях науки.
Общенаучные методы: - Эмпирическое - теоретическое.
Эмпирическое познание – знание, которое формируется при взаимодействии с объектом познания.
а) с объектом исследования. б) систематизация и классификация научных данных. в) эмпирическое обобщение.
Взаимодействие осуществляется: 1) Наблюдение, 2) Эксперимент.
НАБЛЮДЕНИЕ – получение знаний об объекте не действуя на него.
|
|
ЭКСПЕРИМЕНТ – Такое преобразование изучаемого объекта, которое позволяет выделить интересующую нас закономерность.
Виды эксперимента:
1) Изолирующий.
2) Аналитический.
3) Синтетический.
4) Имитационный.
НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ 1-ая стадия эмпирического познания. Имеем Эмпирические данные.
Факт – результат статистической обработки эмпирических данных.
Факторы классификации:
1) содержательный.
2) Формальный.
Обобщение делается при помощи индукции. МЕТОДЫ:
1) Статистическая обработка.
2) Системный подход: получаем эмпирические факты и законы. Недостаток: невозможно построить систему фактов и законов, нельзя перейти к сущности. Для глубокого познания нужна теория.
СТАДИИ:
1) Поиск исходный принципов теории, главное интуиция, которая основана на аналогиях и ассоциациях.
2) Построение теории. Движение от абстрактного к конкретному. Объект разлагаем на абстрактные стороны.
Задача: найти самые простые отрицания в данной области. Мысленное воспроизведение объектов.