(Москва, lfvoux@yandex.ru)
О ДВУХ СТРАТЕГИЯХ ПОНИМАНИЯ: «ГУМАНИТАРНОЕ» И «ТЕХНИЧЕСКОЕ» ТОЛКОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЛОВ БЕСПОРЯДОК, КАВАРДАК, БЕСПРЕДЕЛ)
"Несомненно, что характер образования – гуманитарное оно или техническое – накладывает отпечаток на человеческую личность, на систему его ценностей" (Крысин, 2003). Ранее нами было высказано предположение, что эти направления – техническое и гуманитарное – задают два различных способа видения мира: одно опирается на достоверное знание, другое – на знание-мнение, что проявляется в категоричности, уверенности и позитивности утверждений студентов технического образования и в неуверенности, уклончивости суждений студентов-гуманитариев (Федорова, 1999).
Задачей настоящего исследования было проследить, имеются ли значимые отличия в стратегиях толкования, объяснения значения слов у этих групп. Можно предположить, что стратегии толкования соответствуют разным способам представления, понимания смысла.
Для этого двум группам испытуемых (студентов старших курсов гуманитарных и технических вузов, названных условно гуманитарии и технари) было предложено попытаться определить значения слов беспорядок, беспредел и кавардак, чтобы помочь специалистам составить их словарные описания. Тем самым цели исследователя были намеренно скрыты от испытуемых. Студенты в процессе интервью делали попытки спонтанно определить значения предложенных слов.
|
|
Толкование значений слов, даваемые спонтанно, отличаются от словарных определений. В принципе можно различать две основные стратегии толкования: путем логического определения значения или через образное его представление. Основное различие двух стратегий в том, что логическое определение стремится к однозначности, к установлению тождественной референции с определяемым понятием, в то время как образное ищет подобия, строится на ассоциациях, конкретных примерах. По сути, это разделение близко к традиционному разделению номинативных и реальных определений (восходящему к спору «номиналистов» и «реалистов»).
Наша гипотеза заключается в том, что гуманитарии более склонны давать образные толкования, в то время как технари стремятся к логическим определениям.
Для слова беспорядок в группе, условно названной технари, преобладают толкования логического типа (по определяющему признаку, формальному или функциональному), например:
(1) Беспорядок – отсутствие порядка;
(2) Беспорядок – проявление неаккуратности.
Есть у технарей и определения образного типа, например:
(3) Беспорядок... беспорядок ассоциируется просто... с беспорядком в квартире, не более того. Бытовой беспорядок. Все разбросано и все.
|
|
Соотношение логических и образных определений в группе технарей 3:1.
У гуманитариев соотношение иное: ассоциативные, образные определения преобладают над логическими в отношении 2:1.
Примеры образных определений:
(4) Беспорядок – это просто когда две-три вещички валяются на полу, на коврике; пыль, значит, не протерта, тарелочки не помыты.
(5) Беспорядок – ассоциация с... беспорядок дома. Допустим, накидано много одежды, я прихожу и говорю: какой беспорядок!
Логические определения строятся как уточнение категориального понятия или как ряды синонимов:
(6) Беспорядок – это бардак полнейший где-либо, в каком-либо помещении или в каких-нибудь вещах.
(7) Беспорядок – хаос, бардак.
Таким образом, в толковании слова беспорядок гуманитарии предпочитают образные, конкретно-ассоциативные определения, а технари – логические; тем самым технари оказываются "номиналистами", а гуманитарии "реалистами".
Для проверки гипотезы о предпочтениях стратегий посмотрим теперь на определения слова кавардак. У технарей исходное соотношение логических и образных толкований (3:1) в точности сохраняется. Логические определения могут использовать отсылку к характерной ситуации или уточняющие квалификации к категориальному понятию:
(8) Кавардак – это когда наблюдается полнейшее отсутствие порядка в чем-либо... и полнейшее отсутствие понимания в чем-либо.
(9) Кавардак – это беспорядок на чердаке, я так думаю.
(Здесь очевидно сближение по паронимической связи кавардак и чердак.)
(10) Кавардак – тот же самый беспорядок в более аккуратном виде.
(11) Творческий беспорядок, кавардак вот.
Образные толкования представляют собой, по сути, поиск конкретных ассоциаций, которые указывают на прототипические ситуации, не определяя их:
(12) Кавардак... кавардак... В кладовке может быть кавардак.
(13) Кавардак - это обычная ситуация у меня в комнате. Когда я прихожу домой и... постоянно родители ругаются, что в комнате у меня творится кавардак.
У гуманитариев для слова кавардак преобладают образно-ассоциативные толкования (2:1). Образные толкования нередко основываются на использовании фразеологизмов:
(14) Кавардак – это когда все шурум-бурум, когда все вместе соединяется, и беспредел и беспорядок, и когда дома никого не бывает никогда.
(15) Кавардак – все валяется вверх тормашками.
Образные толкования могут быть и неконкретными, обобщающими, когда в поисках определения выстраивается ряд нечетких ассоциаций и приблизительных оценок:
(16) Кавардак – это какая-то неразбериха... Это что-то непонятное, какая-то суета.
Логические определения стремятся к точности, сохраняя некоторую уклончивость:
(17) Кавардак – это, наверно, высшая степень беспорядка.
(18) Кавардак в принципе можем охарактеризовать как не-расстановку..., а вот именно – неправильная расстановка.
Наконец, рассмотрим толкования слова беспредел.
Для него у технарей также преобладают логические толкования.
(19) Беспредел означает беззаконие, как... то есть нету ничего законного <...> нету никакого предела, то есть люди делают, что хотят, творят, что хотят.
(20) Беспредел – беспорядок, можно так сказать – анархия.
Образное определение может быть логически некорректным:
(21) Беспредел – как правило, это руководитель, который пользуется своим должностным положением и не знает элементарных границ и творит, что хочет, как со своими крепостными. Хочу – помилую, хочу – казню.
Соотношение логических и образных толкований2:1.
Гуманитарии опять предпочитают образные толкования:
(22) Беспредел – это когда царит хаос, вещи дома все разбросаны, когда никто маму не слушает, папу никто не слушает, дети все гуляют, дома ничего не делается.
|
|
(23) Беспредел – это что-то такое непонятное, неудержимое.
Встречаются и смешанные толкования, когда незавершенное логическое определение уточняется конкретными ассоциациями:
(24) Беспредел – это то, что за гранью допустимого, т.е. когда люди выходят за рамки, например там... не знаю, там... бьют стекла в подъездах <...> Беспредел – это когда твой молодой человек тебя дурой назвал.
Чисто логические определения используют ряды синонимов, дополняющих друг друга:
(25) Беспредел – беспорядок, беззаконие, несоблюдение прав.
(26) Беспредел –... нет закона, нет власти.
Соотношение образных и логических толкований по-прежнему 2:1.
Полученные результаты соотношения логических и образных определений у технарей и гуманитариев можно представить в таблице.
Таблица 1
технари (лог.: образ.) | гуманитарии (лог.: образ.) | |
беспорядок | 3: 1 | 1: 2 |
кавардак | 3: 1 | 1: 2 |
беспредел | 2: 1 | 1: 2 |
общее соотн-ие | 0,73: 0,27 | 0,33: 0,67 |
Структура определений, выбираемых информантами, также может быть обобщена в таблице (Х – определяемое, У – «нечто»):
Таблица 2
Образные определения | Логические определения |
Х (Lос) – (это когда) S …; Х ассоциируется с Х Lос; Х – это что-то такое А; Х – это, допустим, S … | Х – (означает/есть) У (А У /У N /У Loc); Х – это такое У, которое /когда S …; Х – это то, что Loc … |
· Loc = «где-то»: в доме, в стране, в голове…
· А = «какое-то»: непонятное, выходящее вон…
· N = «чего-то»: порядка, беспорядка...
· S = «имеет место ситуация».
Теперь уже с большей определенностью можно говорить о предпочтениях в выборе стратегий. Технари стремятся дать понятию логическое определение: Х есть У (Х – У) или Х – это то, что.... Гуманитарии используют неопределенно-образные толкования: Х – это что-то такое... или конкретно-образные: Х – это когда...
В общем, обнаруженная яркая тенденция не кажется удивительной; очевидно, что если этот признак выбора стратегии вообще релевантен для описания речевого поведения данных групп, то он и должен бы вести себя подобным образом. Поскольку логическая категоризация явлений характерна для левополушарного типа мышления, а образная для правополушарного, то к первому типу естественно тяготеют технари, а ко второму гуманитарии. Выбор образования, которое и само формирует систему ценностей, соотносится с исходной психологической характеристикой.
|
|
Литература:
Крысин 2003 – Л.П. Крысин. Речевой портрет представителя интеллигенции // Современный руский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003. С. 484.
Федорова 1999 – Л.Л. Федорова. Некоторые особенности речевого поведения представителей гуманитарной и технической интеллигенции // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г.О. Винокура и современность. – М., 1999.