В обширном творческом наследии Феликса Мендельсона представлены почти все жанры музыкального искусства, но ведущее место занимает инструментальная музыка.
Демократическое, по своей направленности, творчество композитора отличается сочетанием романтических тенденций с приверженностью к классическим традициям XVIII и нач. XIX вв.
Музыка Мендельсона, проникнутая немецкой народной песенностью, общедоступна, подкупает искренностью и тонкой поэтичностью образов, безукоризненным вкусом, отсутствием вычурного, бьющего на внешний эффект, стремлением к ясности и гармонической уравновешенности, красотой формы.
Лучшие произведения композитора наполнены живой, яркой эмоциональностью, взволнованным лиризмом, мягкостью и задушевностью. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии, элегической грусти.
Феликс Мендельсон – один из создателей романтической симфонии.
Из 5 написанных им симфоний лучшими явились «Итальянская» (1833) и «Шотландская» (1842)
Итак, в процессе рассмотрения особенностей «Шотландской симфонии» Ф. Мендельсона-Бартольди в контексте симфонической музыки XIX века, можно сделать следующие выводы.
|
|
1. Симфоническая музыка в XIX веке занимает важнейшее место в творчестве большинства композиторов. Вследствие такого интереса к этой области музыкального искусства возникают новые жанры ‑ симфоническая поэма, концертная увертюра, симфоническая фантазия. Симфонический оркестр обогащается, в него вводятся новые инструменты (арфа, челеста и др.).
Появляется программная музыка, что значительно расширяет область симфонической музыки. Позднее, наряду с программными увертюрами, фантазиями, поэмами, расцвел жанр симфонии. Влияние старых классических образцов сказывается сильнее, чем в предыдущее десятилетие.
2. Ярчайшим представителем в области симфонизма Германии XIX века является Феликс Мендельсон-Бартольди. Инструментальное творчество, разнообразное по образам и жанрам, составляет наиболее обширную и значимую часть творчества композитора. Крупный вклад внёс композитор в сферу романтического симфонизма. Органический синтез классического и романтического в творчестве Мендельсона определил появление новых жизнеспособных плодотворных жанров – жанрово-пейзажной симфонии, концертной программной увертюры. Своеобразие замыслов отличает все симфонии Мендельсона, решённые композитором в лирико-драматическом или лирико-эпическом плане.
3. «Шотландская симфония» Ф. Мендельсона-Бартольди является самой значительной и новаторской в области симфонического наследия композитора.
Многообразие образов (элегия, грусть, раздумия, образ волынщиков и др.), тематическая насыщенность, принцип монотематизма, новое понимание симфонического цикла как целого, его образность строя и структурных закономерностей – всё это подтверждает значимость данной симфонии не только для творчества Мендельсона, но и для всей симфонической музыки XIX века.