Экспертиза в образовании
(учебное пособие)
Код и направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профиль: Правовое образование (Обществознание и право)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Москва
Минин Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор
Экспертиза в образовании: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2015. – 109 с.
В настоящем пособии в доступной форме изложен материал двух разделов элективного курса «Экспертиза в образовании» в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины для образовательных учреждений высшего педагогического профессионального образования.
Для самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
© Минин А.Я., 2015
© МПГУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Сфера образования и гарантия качества
1.1. Государственная политика в области образования 4
1.2. Стандарты качества образования 9
1.3. Система менеджмента качества 15
1.4. Аудит качества: внешний и внутренний 24
Раздел 2. Экспертная деятельность в сфере образования
|
|
2.1. Экспертиза и оценивание в образовании 30
2.2. Экспертиза образовательного процесса 36
2.3. Экспертиза инноваций в образовании 43
2.3.1. Признаки «инновационного» образования 43
2.3.2. Информационные инновационные процессы в образовании 45
2.3.3. Оценка инновационной деятельности в сфере образования 51
2.4. Функции и формы экспертизы в образовании 54
2.5. Экспертиза качества образования 65
Примерная тематика рефератов и вопросыдля самоконтроля по курсу
«Экспертиза в образовании» 73
Литература 74
Глоссарий 81
Приложения
1. Кодекс профессиональной этики эксперта 89
2. Положение о службе контроля качества 91
3. Схемы типовых моделей, обеспечивающих оценку качества образования
в регионах Российской Федерации 94
4. Модель отраслевого конкурса «Внутривузовские СМК» 98
5. Методика проведения экспертизы соответствия содержания икачества
подготовки 99
Общая часть
Раздел 1. Сфера образования и гарантия качества
Государственная политика в области качества образования
Учебные вопросы
Государственная политика в области качества образования: основные положения. Ключевые слова, понятия и термины сферы образования и качества образовательной деятельности.
В 1995 году ЮНЕСКО был разработан документ, во введении к которому среди основных задач высшего образования выделены главные направления:
а) соответствие требованиям современности;
б) интернационализация;
в) качество, определяемое как "многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности применительно к высшему образованию".
|
|
Далее в Программном документе дана развернутая интерпретация концепции качества: качество высшего образования – это понятие, характеризующееся многочисленными аспектами и зависящее в значительной мере от контекстуальных рамок самой системы, институциональных задач или условий и норм в дисциплине. Понятие "качество" охватывает все основные функции и направления деятельности в области высшего образования: качество преподавания, подготовки и исследований, что означает качество соответствующего персонала и качество обучения как результат преподавания и исследований.[1]
Согласно документу ЮНЕСКО, есть три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющие на качество высшего образования:
1. Качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников ВУЗа, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу.
2. Качество подготовки обучаемых, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, достигается путем широкой диверсификации образовательных программ, преодоления разрыва между средним и высшим образованием, повышения роли мотивации и учебно-профессиональной ориентации молодежи.
3. Качество инфраструктуры ВУЗов, охватывающее "всю совокупность условий" их функционирования, включая компьютерные сети, современные библиотеки (оцифрованные, электронные библиотечные ресурсы, электронно-библиотечные системы), что обеспечивается за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету[2].
"Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века" (ЮНЕСКО, 1998) подтвердила изложенные выше положения в следующем определении: "Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; укомплектование кадрами; обучающихся; здания; материально-техническую базу; оборудование; академическую среду и работу на благо общества".
В международном стандарте на системы качества ГОСТ Р ИСО 9000:2008 само качество (quality) определено как «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям»; требование - это документально изложенный критерий, который выполняется, если желательно соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.
Важнейшее значение для повышения качества имеет внутренняя самооценка наряду с внешней, осуществляемой силами независимых экспертов и, по возможности, с соблюдением гласности. Учреждаются независимые национальные инстанции, определяются пользующиеся международным признанием сравнительные нормы качества. Конкретным институциональным, национальным и региональным условиям уделяется особое внимание, с тем, чтобы учесть многообразие и избежать унификации. Непременными участниками процесса институциональной оценки, как правило, становятся заинтересованные стороны[3].
Национальные (страновые) системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в разных странах, существенно различаются не только по целям и задачам, критериям и процедурам, но и по степени вовлеченности в этот процесс государственных органов и общественно-профессиональных организаций.
Совершенствование национальной системы образования в России тесно связано: с изменениями государственной политики РФ в сфере образования[4]; с международными соглашениями[5] и национальными программами развития образования, модернизации его; с переходом на новые стандарты качества образования[6]; с появлением совершенных технологий[7] процесса обучения и его подготовки; с внедрением результатов научных исследований, например, типовых моделей[8] управления качеством и механизмов финансирования процедур оценки и гарантии качества образования[9].
|
|
Основные понятия, касающиеся сферы образования, сформулированы и в статье 2 закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273), например,
качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и определенных объема и сложности компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;
общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
|
|
профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;
дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;
образовательная программа – утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и (или) направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;
образовательная деятельность – деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в соответствии с Федеральным законом (Об образовании в РФ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, – юридические лица, которым Федеральным законом (Об образовании в РФ) предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). К ним приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом (Об образовании в РФ);
организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);
обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании [от имени которого в установленных законом (№273-ФЗ Об образовании в РФ) случаях заключен договор об образовании] и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования;
федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки;
Кроме того, общие понятия и термины даны в глоссарии (С. 80 - 86), а также в специальном издании «Глоссария гарантии качества образования и аккредитационных терминов» (Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, пер. на русский язык, 2005).
Для более глубокого усвоения материала важны также и дополнительные ключевые слова(словосочетания): правовая регламентация вопросов финансирования образования, создания структур оценки и гарантии качества образования; механизм интеграции структур; схема организации процедур оценки и контроля, гарантии качества образования; типовая модель оценки качества образования; порядок оценки качества образовательных программ, воспитания и обучения в организациях (учреждениях), общественно-профессиональная аттестация; схема финансирования процедур оценки и контроля, примерная форма контракта с экспертами, договора возмездного оказания услуг образовательным организациям экспертными агентствами (центрами), формула и порядок оплаты процедур лицензирования и госаккредитации организаций, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательных программ.
Трактовка их дается в соответствующих статьях Федерального закона «Об образовании в РФ» или иных документах, разработанных образовательными и научными организациями в интересах Министерства образования и науки Российской Федерации.