Теория уровней языка

Первоначально Ч. Осгуд описывал процесс человеческой коммуникации так, что он совпадал в основных моментах с описанием технической коммуникации. Но при описании процесса порождения речи он выступает уже не как механицист, а скорее как психолог. В его книге «Психолингвистика—54» рассматриваются проблемы порождения и восприятия речи на базе так называемой теории уровней языка.

Предлагая теорию уровней языка, Чарлз Осгуд полагал, что в процессе речепроизводства (кодирования речи) существуют четыре уровня.

1. Мотивационный уровень (motivational level). Единицей уровня
мотивации является предложение в широком1 неграмматическом пони
мании. На этом уровне говорящим принимаются решения общего ха
рактера:

а) говорить или не говорить;

б) если говорить, то в какой форме — утверждение, вопрос, прика
зание;

в) если форма выбрана, то какими средствами воспользоваться для
её выражения в предложении — например, выбрать активную или пас
сивную форму;

г) что выделить логическим ударением, какие выбрать модели ин
тонации.

2. Семантический уровень (semantic level). На этом уровне гово
рящий поочередно выделяет в предложении определённые последова
тельности слов — функциональные классы. Они соотносятся с клас
сом непосредственно составляющих (традиционно выделяемым в аме
риканской дескриптивной лингвистике). А по Осгуду, любое предло
жение может быть разбито на единицы кодирования. Причем эти еди
ницы — не конкретные слова, а функционально-семантические классы
(73). Так, к примеру, представление о молодом человеке с рюкзаком

-за плечами — одна единица с точки зрения семантического уровня о порождения речи. Она может заполняться разными словами, но это — единица функционального класса. (73) Талантливый художник — рисует — интересную картину.


3. Уровень последовательностей (sequentional level). На этом уровне
единица — слово, но не как семантическая единица, а как фонетиче
ское слово. В процессе кодирования на этом уровне последовательно
стей действуют следующие механизмы:

а) распознавание звуковых последовательностей (backward-working
skill modification);

б) определение длины отрезков (length of junctures) так, чтобы ин
тервалы между словами были больше, чем интервалы внутри слов даже
на границе морфем;

в) механизм грамматических последовательностей (grammatical se
quencing mechanisms), которые имеют дело с «большими сегментами».

4. Интеграционный уровень (integrational level), где в качестве еди
ницы выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы
кодирования, и происходит звуковое оформление проработанного вы
сказывания.

Предложенная модель является первой попыткой в общем виде представить процессы порождения речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: