Глава 3. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления

3.1. Компетенция органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений

Компетенция и полномочия федеральных органов государственной власти в сфере бюджетных отношений определены в Конституции РФ и законодательных актах. К ведению РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

- разграничение видов налогов и иных доходов между уровнями бюджетной системы;

- регулирование доходов федерального бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы;

- разграничение полномочий по исполнению бюджетов различных уровней бюджетной системы;

- разграничение полномочий по планированию, рассмотрению и утверждению бюджетов всех уровней бюджетной системы;

- закрепление основ формирования доходов и осуществление росписи расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

- закрепление основ и порядка государственных и муниципальных заимствований и управление государственным и муниципальным долгом;

- установление порядка составления, рассмотрения проекта федерального бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля за исполнением бюджета, составления отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- установление порядка и осуществление заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

- управление долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- закрепление порядка и условий предоставления финансовой помощи, кредитов и ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

- установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу услуг;

- утверждение бюджетной классификации РФ;

- установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы;

- формирование, погашение и обслуживание внешнего долга;

- определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов и управление их деятельностью;

- установление оснований и порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства РФ;

- формирование и распределение целевых бюджетных фондов;

- установление новых видов налоговых доходов;

- предоставление налоговых и неналоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате платежей в федеральный бюджет;

- разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами

Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Расходы подразделяют на ассигнования, финансируемые исключительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на совместные расходы, финансируемые совместно из различных уровней бюджетной системы.

3.2. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся: - установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов. Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; - составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля - за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; - распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами; - определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации; - разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации; - установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации; - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам; - предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам; - установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов; - определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних - заимствований субъектов Российской Федерации; - осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта - Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

3.3. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений

К компетенции органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся (ст. 9 БК РФ):

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

- в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Органам местного самоуправления предоставлен ряд прав по формированию доходов местных бюджетов. Представительные (законодательные) органы местного самоуправления вправе (ст. 64 БК РФ):

- вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ;

- вносить изменения и дополнения в налоговое законодательство представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Органы местного самоуправления вправе:

- предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов, определяемых представительными органами местного самоуправления;

- определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов, региональных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных выше, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на решение «опросов местного значения межмуниципального характера;

- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными выше, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, находящих в состав территории поселения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: